Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы психолингвистики (190,00 руб.)

0   0
АвторыПанкратов А. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц80
ID206959
АннотацияНастоящие методические указания содержат краткое и понятное изложение некоторых основных вопросов по спецкурсу «Методы психолингвистики». Цель издания - помочь студентам четвертого курса, изучающим данный предмет, разобраться в вопросах, которые недостаточно освещены в учебной литературе и целостное представление о логической структуре которых трудно составить при чтении литературы специальной, дать ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при изучении курса. Естественно, работа с этими методическими указаниями лишь первоначальный этап, который должен быть дополнен углубленным изучением литературы.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Кому рекомендовано Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Методы психолингвистики», блок ЕН), очной формы обучения.
УДК159.9(078)
ББКШ100.42я73
Методы психолингвистики : метод. указания / А. В. Панкратов; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206959 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Настоящие методические указания содержат краткое и понятное изложение некоторых основных вопросов по спецкурсу «Методы психолингвистики». <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Методы психолингвистики», блок ЕН), очной формы обучения. <...> Контент-анализ В настоящий момент можно выделить три основные тенденции в диагностике психологических особенностей, состояний, аффективной сферы человека на основе порождаемого им речевого материала. <...> Два первых направления, анализ формально-динамических характеристик речи и анализ структурно-грамматических особенностей языка, нацелены на выявление аффективной сферы говорящего, степени его возбуждения. <...> В то время как третье направление исследований, основанное на анализе содержательных характеристик речи, стремится выявить не только аффективные особенности говорящего, но также и более устойчивые личностные образования, такие как психологические особенности говорящего, свойства его личности, установки, защитные механизмы и т. д. <...> Анализ формально-динамических характеристик речи В данных исследованиях речь рассматривается как акустический сигнал, частотно-амплитудные и темпоральные параметры которого зависят от особенностей состояния человека. <...> Возможность диагностики состояния и психических свойств человека по речевой продукции обусловливается единством динамических особенностей индивида, проявляющимся в различных психических процессах, в том числе речевых. <...> В динамических характеристиках речи отражается темперамент говорящего, его активность, эмоциональность и ситуативное аффективное напряжение. <...> Исходя из данной посылки является возможным интонационный или акустический анализ речи в целях диагностики аффективного состояния индивида. <...> 3 Изучению интонационных характеристик речевого сигнала посвящена большая часть работ по речевым проявлениям аффективного состояния человека. <...> В качестве <...>
Методы_психолингвистики_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Методы психолингвистики Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2007
Стр.1
УДК 159.9(078) ББК Ш 100.42я73 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензент кафедра общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова Составитель А.В. Панкратов М 54 Методы психолингвистики: методические указания / сост. А.В. Панкратов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 78 с. Настоящие методические указания содержат краткое и понятное изложение некоторых основных вопросов по спецкурсу «Методы психолингвистики». Цель издания – помочь студентам четвертого курса, изучающим данный предмет, разобраться в вопросах, которые недостаточно освещены в учебной литературе и целостное представление о логической структуре которых трудно составить при чтении литературы специальной, дать ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при изучении курса. Естественно, работа с этими методическими указаниями лишь первоначальный этап, который должен быть дополнен углубленным изучением литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Методы психолингвистики», блок ЕН), очной формы обучения. УДК 159.9(078) ББК Ш 100.42я73 © Ярославский государственный университет 2007 © А.В. Панкратов, 2007 им. П.Г. Демидова, 2
Стр.2
Тема 1. Основные направления в исследовании речи. Контент-анализ В настоящий момент можно выделить три основные тенденции в диагностике психологических особенностей, состояний, аффективной сферы человека на основе порождаемого им речевого материала. Два первых направления, анализ формально-динамических характеристик речи и анализ структурно-грамматических особенностей языка, нацелены на выявление аффективной сферы говорящего, степени его возбуждения. В то время как третье направление исследований, основанное на анализе содержательных характеристик речи, стремится выявить не только аффективные особенности говорящего, но также и более устойчивые личностные образования, такие как психологические особенности говорящего, свойства его личности, установки, защитные механизмы и т. д. 1.1. Анализ формально-динамических характеристик речи В данных исследованиях речь рассматривается как акустический сигнал, частотно-амплитудные и темпоральные параметры которого зависят от особенностей состояния человека. Возможность диагностики состояния и психических свойств человека по речевой продукции обусловливается единством динамических особенностей индивида, проявляющимся в различных психических процессах, в том числе речевых. Речевая динамика – скорость, ритм, паузация определяется как текущим ситуативным состоянием говорящего, так и основными свойствами его нервной системы. В динамических характеристиках речи отражается темперамент говорящего, его активность, эмоциональность и ситуативное аффективное напряжение. Исходя из данной посылки является возможным интонационный или акустический анализ речи в целях диагностики аффективного состояния индивида. 3
Стр.3
Содержание Тема 1. Основные направления в исследовании речи. Контентанализ ............................................................................................................................................... 3 1.1. Анализ формально-динамических характеристик речи ............. 3 1.2. Анализ структурно-грамматических особенностей языка ... 5 1.3. Анализ содержательных характеристик речи ................................... 6 1.4. История развития и основные характеристики метода контент-анализа .......................................................................................................... 8 1.4.1. Основные характеристики метода ......................................................... 8 1.4.2. История развития метода ............................................................................... 11 1.4.3. Применение контент-анализа в прикладных исследованиях ........................................................................................................ 15 1.5. Метод контент-анализа Готтшалка-Глезер ..................................... 16 1.5.1. История создания метода ............................................................................... 16 1.5.2. Основные характеристики метода ....................................................... 21 1.5.3. Применение метода Готтшалка-Глезер .......................................... 27 1.6. Контент-аналитические системы в психотерапии .................. 30 1.7. Определение актуальных содержаний психики методом анализа интервью ...................................................................................................... 36 1.8. Две модели компьютерного контент-анализа ................................... 43 Тема 2. Мотивационный анализ ....................................................................................... 46 Тема 3. Интент-анализ .................................................................................................................. 54 3.1. Интенция как выражение эмоционально-волевых проявлений личности .............................................................................................. 54 3.1.1. Контекст введения понятия интенциональности.................. 54 3.1.2. Феномены сознания как интенциональные психические акты .................................................................................................................................... 56 3.1.3. Изучение проблемы интенциональности в современной науке ................................................................................................................................. 59 3.2. Интент-анализ политических текстов .................................................... 64 Литература .................................................................................................................................................. 74 Приложение ............................................................................................................................................... 75 77
Стр.77
Методы психолингвистики 80
Стр.80

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ