Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Политическая философия. Ч. 3: Теория политической философии: Хрестоматия (190,00 руб.)

0   0
АвторыСост. д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов
ИздательствоЯрГУ
Страниц188
ID206686
АннотацияТретья часть хрестоматии включает материалы публикаций, связанные с содержанием и основными проблемами современной политической философии. Предназначена для студентов факультета социально-политических наук ЯрГУ. обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Политическая философия», блок ОПД), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности Политология
ISBN5-8397-0410-5
УДК101(091)
ББКФ 07я73+Ю.я73
Политическая философия. Ч. 3: Теория политической философии: Хрестоматия : Хрестоматия / Сост. д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 188 с. — ISBN 5-8397-0410-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/206686 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Часть 3 Теория политической философии Хрестоматия Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Политология Ярославль 2005 1 УДК 101(091) ББК Ф 07я73+Ю. <...> Политические отношения существуют всегда как неразрывное и специфическое сочетание представительства интересов и господства, управления для обеспечения их реализации. <...> Обращает на себя внимание постоянно присутствующее единство деятельности и рефлексии в политических отношениях, любое политическое действие целенаправленно, и сам смысл политики (policy) заключается прежде всего в «достижении выдвинутых и относительно отдаленных целей в ходе преодоления разнообразных препятствий» 5. <...> Не в инструментальном, а в своем экзистенциальном смысле она есть организованная реакция человека на неустройство социального бытия, и все, что здесь происходит, зависит от человеческого материала и человеческого напряжения. <...> Политические процессы значительно видоизменяются в зависимости от культуры, психологии, опыта, человеческих симпатий или антипатий. <...> 11 Political Culture and Political Development / Ed. by L. <...> Детерминация политики История политической мысли дает огромное разнообразие ответов на вопрос о том, что определяет поведение людей в этой сфере, от чего зависит облик политических событий. <...> Факторы, влияющие на формирование политических тенденций и определяющие возможности и результативность политического действия, весьма многообразны и связаны с различными сферами бытия. <...> Очевидна вписанность политических процессов в общий ритм природной жизни на нашей планете, их зависимость от физических, химических, математических и прочих закономерностей; политическая жизнь содержит улавливаемую, описываемую ими компоненту (как улавливаемая химией или физиологией компонента содержится в человеческом поведении). <...> Но считать, – зная теперь достаточно доказательные расчеты и сравнительные таблицы, составленные <...>
Политическая_философия._Ч._3_Теория_политической_философии_Хрестоматия.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Часть 3 Теория политической философии Хрестоматия Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Политология Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 101(091) ББК Ф 07я73+Ю.я73 П 50 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензенты: кандидат социологических наук, ректор Ярославского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права С.С. Головчанов; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Составитель д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов Политическая философия. Ч. 3: Теория политической филоП 50 софии: Хрестоматия / Сост. д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 186 с. ISBN 5-8397-0410-5 Третья часть хрестоматии включает материалы публикаций, связанные с содержанием и основными проблемами современной политической философии. Предназначена для студентов факультета социально-политических наук ЯрГУ, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Политическая философия», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 101(091) ББК Ф 07я73+Ю.я73 © Ярославский государственный университет, 2005 ISBN 5-8397-0410-5 2 © Г.М. Нажмудинов, 2005
Стр.2
Раздел I. Онтология политики А.И. Демидов 1.2. Атрибуты политики* … Не трудно заметить, что материя политики – это сфера решения общих проблем, связанных с реализацией интересов социальной целостности, наверное, наиболее ясно эта характеристика политики выражена К. Дейчем, назвавшим ее сущностью «принятие общих решений о судьбах людей»" 1, и И.А Ильиным, видевшим ее смысл в служении общему делу и называвшим отход от служения целостности антиполитикой2 . Политические проблемы действительно возникают в сфере взаимодействия больших социальных групп и связаны с управлением общими делами, поддержанием стабильности и целостности социальных отношений, осуществлением трансляции культурного наследия, воспитания и образования. Но специфика политики заключается также в том, что забота об общем благе (интересе) здесь осуществляется при неразрывном взаимодействии с соблюдением гарантий представленности, выраженности и сохранения частного интереса тех социальных групп или личностей, которые имеют непосредственное отношение к соблюдению и защите интереса общего. Частное здесь присутствует в единстве с общим, и их разрыв оказывается разрушительным для самой ткани политических отношений, которые в этом случае перерождаются в нечто * Опубликовано: Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. Часть I. Онтология политики. Глава 1. Политика // Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 11-28. 1 Deutsch К. Politics and Government. How People Decide Their Fate. Boston, 1976. P. 27. 2 См.: Ильин И. А. О политическом успехе // Родина и мы. Смоленск, 1995. С. 461. 3
Стр.3
иное – экономику, спорт, секс, моральную проповедь или религиозные искания. Именно здесь встречается своеобразный парадокс, когда человек, весьма преуспевший в каком-либо своем деле, например бизнесе или эстраде, к тому же явно неглупый и имеющий некие суждения «об общем», поверив, что ему повезет и здесь, начинает активно делать политическую карьеру, которая оборачивается неудачами и разочарованием. Успех в налаживании собственного, и неплохого, дела оказывается совершенно недостаточным или негодным для обеспечения процветания даже малого и неприхотливого народа, что доказывает невозможность управления и построения нации по типу корпорации, где все роли рационально распределены. В политике все иначе: здесь действует масса субъектов, поведение, деятельность которых не может быть жестко запрограммирована и которые не вписываются ни в какой корпоративный график, однако живут и требуют как внимания, так и сносных условий существования. Весьма значительным и постоянным служит здесь присутствие, давление экономической сферы жизни, ведь именно в ней формируются наиболее устойчивые, сильные групповые интересы, неспособность отражения и учета которых делает бессильным резонером любого действующего здесь субъекта; правота ленинской идеи о политике как концентрированной экономике очевидна. К тому же ведь именно при определенном уровне развития экономики возникает тот необходимый минимум свободного времени, который позволяет отвлечься от чисто производственных проблем и потребностей, заняться общественными делами. Политические отношения существуют всегда как неразрывное и специфическое сочетание представительства интересов и господства, управления для обеспечения их реализации. Они характеризуются властным (принудительным) способом разрешения возникающих проблем и сочетанием достаточно противоречивых качеств: ведь власть – это всегда способность заставить (поэтому она использует разнообразные санкции и ресурсы, устанавливает пределы, границы – без них люди просто перельются в другие сообщества и ареал властвования истощится) и исполнить (в силу чего предполагает наличие понимания, действие элемента согласия, желания действовать) приказание (поэтому она всегда имеет цель, направленность, осуществляет регулирование и подчиняет волю). Органическая связь с властью обеспечивает радикальную противоречивость политики, ее включенность как 4
Стр.4
в культурные (речевая коммуникация, использование традиций, правил, компетенции и регламентации), так и в антикультурные (диктат, манипулирование, демагогия)3 механизмы осуществления господства. Поэтому политику в целом определяют как «комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти»4 . Но если это так, то спецификой такого управления служат его осуществление через противодействие, конфликт, противоборство и необходимость в институтах: нормах и организациях, которые были бы способны его обеспечить, несмотря на усложняющие этот процесс условия. Политика – это сфера властных отношений, центром которых служит государство; эти отношения иерархичны, институциональны, в большинстве случаев осуществляются на профессиональной основе. Обращает на себя внимание постоянно присутствующее единство деятельности и рефлексии в политических отношениях, любое политическое действие целенаправленно, и сам смысл политики (policy) заключается прежде всего в «достижении выдвинутых и относительно отдаленных целей в ходе преодоления разнообразных препятствий» 5 . Здесь нет «невидимой руки рынка», как в регуляции экономических отношений, отсутствует стихийный механизм разрешения возникающих проблем (из-за разного уровня общности встречающихся, сталкивающихся здесь интересов партнеры в политике абсолютно неравноценны и не уравновешивают друг друга). Поэтому здесь всегда нужна теория (или утопия), умозрительно, рефлексивно устанавливающая связь между взаимодействующими сторонами, частным и целым. Здесь не обойтись без программы, показывающей возможности, способы и пути реализации выдвинутой цели, и всегда существует необходимость в средствах институционального контроля за ее реализацией. У политики есть экзистенциально-антропологическое измерение, в нем выражается ее зависимость, связь с фундаментальными характеристиками человеческого бытия, показывающая, что политика – это более чем средство (хоть и очень сложное и разветвленное), и именно к нему ее сводят, когда видят смысл политики в «господстве человека 3 См.: Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. М., 1994. С. 6-8. 4 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 99. 5 Deutsch К. Op. cit. P. 190. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ