Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть 3
Теория политической философии
Хрестоматия
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Политология
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 101(091)
ББК Ф 07я73+Ю.я73
П 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
кандидат социологических наук, ректор Ярославского филиала
Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей,
экономики и права С.С. Головчанов;
кафедра политологии и социологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Составитель д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов
Политическая философия. Ч. 3: Теория политической филоП
50
софии: Хрестоматия / Сост. д-р филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинов
; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 186 с.
ISBN 5-8397-0410-5
Третья часть хрестоматии включает материалы публикаций,
связанные с содержанием и основными проблемами современной
политической философии.
Предназначена для студентов факультета социально-политических
наук ЯрГУ, обучающихся по специальности 020200 Политология
(дисциплина «Политическая философия», блок ОПД), очной
формы обучения.
УДК 101(091)
ББК Ф 07я73+Ю.я73
© Ярославский
государственный
университет, 2005
ISBN 5-8397-0410-5
2
© Г.М. Нажмудинов,
2005
Стр.2
Раздел I. Онтология политики
А.И. Демидов
1.2. Атрибуты политики*
… Не трудно заметить, что материя политики – это сфера решения
общих проблем, связанных с реализацией интересов социальной целостности,
наверное, наиболее ясно эта характеристика политики выражена
К. Дейчем, назвавшим ее сущностью «принятие общих решений
о судьбах людей»" 1, и И.А Ильиным, видевшим ее смысл в служении
общему делу и называвшим отход от служения целостности антиполитикой2
.
Политические проблемы действительно возникают в сфере
взаимодействия больших социальных групп и связаны с
управлением общими делами, поддержанием стабильности и целостности
социальных отношений, осуществлением трансляции культурного
наследия, воспитания и образования.
Но специфика политики заключается также в том, что забота об
общем благе (интересе) здесь осуществляется при неразрывном взаимодействии
с соблюдением гарантий представленности, выраженности
и сохранения частного интереса тех социальных групп или личностей,
которые имеют непосредственное отношение к соблюдению и
защите интереса общего. Частное здесь присутствует в единстве с общим,
и их разрыв оказывается разрушительным для самой ткани политических
отношений, которые в этом случае перерождаются в нечто
* Опубликовано: Демидов А.И. Учение о политике: философские основания.
Часть I. Онтология политики. Глава 1. Политика // Демидов А.И. Учение о
политике: философские основания. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 11-28.
1 Deutsch К. Politics and Government. How People Decide Their Fate. Boston,
1976. P. 27.
2 См.: Ильин И. А. О политическом успехе // Родина и мы. Смоленск, 1995.
С. 461.
3
Стр.3
иное – экономику, спорт, секс, моральную проповедь или религиозные
искания. Именно здесь встречается своеобразный парадокс, когда человек,
весьма преуспевший в каком-либо своем деле, например бизнесе
или эстраде, к тому же явно неглупый и имеющий некие суждения
«об общем», поверив, что ему повезет и здесь, начинает активно делать
политическую карьеру, которая оборачивается неудачами и разочарованием.
Успех в налаживании собственного, и неплохого, дела
оказывается совершенно недостаточным или негодным для обеспечения
процветания даже малого и неприхотливого народа, что доказывает
невозможность управления и построения нации по типу корпорации,
где все роли рационально распределены. В политике все иначе:
здесь действует масса субъектов, поведение, деятельность которых не
может быть жестко запрограммирована и которые не вписываются ни
в какой корпоративный график, однако живут и требуют как внимания,
так и сносных условий существования.
Весьма значительным и постоянным служит здесь присутствие,
давление экономической сферы жизни, ведь именно в ней формируются
наиболее устойчивые, сильные групповые интересы, неспособность
отражения и учета которых делает бессильным резонером любого
действующего здесь субъекта; правота ленинской идеи о политике
как концентрированной экономике очевидна. К тому же ведь именно
при определенном уровне развития экономики возникает тот необходимый
минимум свободного времени, который позволяет отвлечься от
чисто производственных проблем и потребностей, заняться общественными
делами.
Политические отношения существуют всегда как неразрывное и
специфическое сочетание представительства интересов и господства,
управления для обеспечения их реализации. Они характеризуются
властным (принудительным) способом разрешения возникающих проблем
и сочетанием достаточно противоречивых качеств: ведь власть –
это всегда способность заставить (поэтому она использует разнообразные
санкции и ресурсы, устанавливает пределы, границы – без них
люди просто перельются в другие сообщества и ареал властвования
истощится) и исполнить (в силу чего предполагает наличие понимания,
действие элемента согласия, желания действовать) приказание
(поэтому она всегда имеет цель, направленность, осуществляет регулирование
и подчиняет волю). Органическая связь с властью обеспечивает
радикальную противоречивость политики, ее включенность как
4
Стр.4
в культурные (речевая коммуникация, использование традиций, правил,
компетенции и регламентации), так и в антикультурные (диктат,
манипулирование, демагогия)3 механизмы осуществления господства.
Поэтому политику в целом определяют как «комплекс средств, функций,
основывающихся главным образом на манипулировании элементами
силы для установления, исполнения и поддержания власти»4
. Но
если это так, то спецификой такого управления служат его осуществление
через противодействие, конфликт, противоборство и необходимость
в институтах: нормах и организациях, которые были бы способны
его обеспечить, несмотря на усложняющие этот процесс условия.
Политика – это сфера властных отношений, центром которых служит
государство; эти отношения иерархичны, институциональны, в большинстве
случаев осуществляются на профессиональной основе.
Обращает на себя внимание постоянно присутствующее единство
деятельности и рефлексии в политических отношениях, любое политическое
действие целенаправленно, и сам смысл политики (policy) заключается
прежде всего в «достижении выдвинутых и относительно
отдаленных целей в ходе преодоления разнообразных препятствий»
5
.
Здесь нет «невидимой руки рынка», как в регуляции экономических
отношений, отсутствует стихийный механизм разрешения возникающих
проблем (из-за разного уровня общности встречающихся, сталкивающихся
здесь интересов партнеры в политике абсолютно неравноценны
и не уравновешивают друг друга). Поэтому здесь всегда
нужна теория (или утопия), умозрительно, рефлексивно устанавливающая
связь между взаимодействующими сторонами, частным и целым.
Здесь не обойтись без программы, показывающей возможности,
способы и пути реализации выдвинутой цели, и всегда существует необходимость
в средствах институционального контроля за ее реализацией.
У
политики есть экзистенциально-антропологическое измерение,
в нем выражается ее зависимость, связь с фундаментальными характеристиками
человеческого бытия, показывающая, что политика – это
более чем средство (хоть и очень сложное и разветвленное), и именно
к нему ее сводят, когда видят смысл политики в «господстве человека
3 См.: Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. М., 1994. С. 6-8.
4 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 99.
5 Deutsch К. Op. cit. P. 190.
5
Стр.5