Т.А. РУБАНЦОВА, О.В. ЗИНЕВИЧ
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
ББК 74.001я73
Р 82
Ответственный редактор
д-р философ. наук, профессор В.В. Крюков
Рецензенты:
д-р философ. наук, профессор А.З. Фахрутдинова;
д-р пед. наук, профессор Н.В. Силкина
Р 82
Рубанцова Т.А. <...> Инновационные методики для улучшения качества образования : учеб. пособие / Т.А. Рубанцова, О.В. Зиневич. <...> ISBN 978-5-7782-1504-7
В учебном пособии определяются место и роль образования в современном мире. <...> Проанализирована динамика взаимодействия культуры и образования, показаны образовательные модели традиционного общества, общества модерна и постмодерна. <...> ББК 74.001я73
ISBN 978-5-7782-1504-7
© Рубанцова Т.А., Зиневич О.В., 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена образование понималось как определенный социокультурный механизм, как способ трансляции культурных ценностей,
социальных норм и жизненных смыслов, через образование человеку
предлагалось осваивать накопленный опыт и знания, нормы и правила
предшествующих поколений. <...> В настоящее время социальная ситуация резко изменилась: идет
быстрая смена социальных форм, распад традиционных ценностей,
активно внедряется в нашу жизнь процесс глобализации. <...> Современный человек должен адекватно реагировать на сложную
социально-культурную ситуацию эпохи, уметь разрешать кризисные и
проблемные ситуации, адаптироваться к быстро меняющемуся миру. <...> К концу XX в. стала складываться новая образовательная парадигма, характеризующаяся коренным пересмотром человеческого бытия и
мышления; она тесно связана с культурой постмодернизма. <...> Выявление смыслов универсалий культуры, которые образуют генотип современного социального развития, определяет прогресс техногенной
3
цивилизации, которую как раз и отвергает постмодернизм. <...> Исследование проблемы инновационных <...>
Инновационные_методики_для_улучшения_качества__образования.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
__________________________________________________________________________
Т.А. РУБАНЦОВА, О.В. ЗИНЕВИЧ
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
Стр.1
ББК 74.001я73
Р 82
Ответственный редактор
д-р философ. наук, профессор В.В. Крюков
Рецензенты:
д-р философ. наук, профессор А.З. Фахрутдинова;
д-р пед. наук, профессор Н.В. Силкина
Рубанцова Т.А.
Р 82
Инновационные методики для улучшения качества образования
: учеб. пособие / Т.А. Рубанцова, О.В. Зиневич. – Новосибирск
: Изд-во НГТУ, 2010. – 120 с.
ISBN 978-5-7782-1504-7
В учебном пособии определяются место и роль образования в современном
мире. Проанализирована динамика взаимодействия культуры
и образования, показаны образовательные модели традиционного
общества, общества модерна и постмодерна. Рассматриваются
новые подходы в инновационном образовании, описаны инновационные
методы обучения.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям
факультета гуманитарного образования, использующим инновационные
методы.
ББК 74.001я73
ISBN 978-5-7782-1504-7
© Рубанцова Т.А., Зиневич О.В., 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Образование и культура: динамика взаимодействия ..................... 5
1.1. Образование как способ воспроизводства культуры ............................. 5
1.2. Образование в традиционном обществе ............................................... 13
1.3. Социокультурная модель образования общества модерн ................... 26
1.4. Смысл и назначение образования в обществе постмодернизма ......... 34
Глава 2. Роль образования в современной России ........................................ 52
2.1. Гуманитарные основы российской образовательной парадигмы ....... 52
2.2. Образование как фактор социальной стратификации ......................... 66
2.3. Ценности гражданского общества и образование ................................ 74
Глава 3. Повышение качества образовательного процесса средствами
формирования нового учебного пространства ......................... 87
3.1. Традиционное и инновационное образование: противоречия
и проблемы .............................................................................................. 87
3.2. Социальный конструктивизм как методологическая основа инновационного
обучения .......................................................................... 93
3.3. Групповая работа в образовательном пространстве университета .... 99
Заключение .......................................................................................................... 111
Словарь терминов ............................................................................................... 113
Библиография ...................................................................................................... 116
119
Стр.119