Л.Н. Евсеева
преподаватель кафедры иностранных языков
ПГУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Этнические стереотипы как основа этнического самосознания
Этнические стереотипы, являющиеся основой самосознания этноса,
оказывают сильное воздействие на развитие и динамику отношений между
различными этническими сообществам. <...> Современные гуманитарные науки определяют стереотип как
«эмоционально
устойчивости
окрашенный
схематический
и
обладающий
высокой
стандартизированный
степенью
образ
или
представление о социальном объекте» (5;26). <...> В последнее время понятие «стереотип» все чаще употребляется для
характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной
культуры,
идеологии, государственной политики и т.п., которые
обусловливают трансформацию основополагающих социокультурных
ценностей народа, нации, государства. <...> Стереотипы есть элементы
восприятия мира человеком, трансформируемые любым последующим
мыслительным актом сознания. <...> Липпман, впервые обратившись к рассмотрению стереотипов,
понимал под ними упорядоченные, схематичные, детерминированные
культурой «образы в голове человека», которыми он оперирует, и которые
экономят его усилия при восприятии сложных объектов окружающего
мира. <...> Липпман отмечал важную роль стереотипа – ориентированность
на некий идеальный образ мира, который формируется в сознании того или
иного сообщества, и способность отвечать общественным ожиданиям. <...> Липпман указывал на двойную функцию стереотипа: психическую
(экономия усилий по познанию мира), в данном случае стереотипизацию
следует рассматривать как средство постижения социального значения
информации
в
процессе
отражения
социальной
реальности,
и
общественную (защита широко понимаемой общественной позиции)
(2;135), которую можно назвать «стабилизирующей», так как системы
стереотипов дают людям ощущение безопасности и приспособленности к
действительности. <...> Данная функция играет также интегрирующую <...>
Статья_«Этнические_стереотипы_как_основа_этнического_самосознания».pdf
Л.Н. Евсеева
преподаватель кафедры иностранных языков
ПГУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Этнические стереотипы как основа этнического самосознания
Этнические стереотипы, являющиеся основой самосознания этноса,
оказывают сильное воздействие на развитие и динамику отношений между
различными этническими сообществам.
Современные гуманитарные науки определяют стереотип как
«эмоционально окрашенный и обладающий высокой степенью
устойчивости схематический стандартизированный образ или
представление о социальном объекте» (5;26).
В последнее время понятие «стереотип» все чаще употребляется для
характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной
культуры, идеологии, государственной политики и т.п., которые
обусловливают трансформацию основополагающих социокультурных
ценностей народа, нации, государства. Стереотипы есть элементы
восприятия мира человеком, трансформируемые любым последующим
мыслительным актом сознания.
В.Липпман, впервые обратившись к рассмотрению стереотипов,
понимал под ними упорядоченные, схематичные, детерминированные
культурой «образы в голове человека», которыми он оперирует, и которые
экономят его усилия при восприятии сложных объектов окружающего
мира. В.Липпман отмечал важную роль стереотипа – ориентированность
на некий идеальный образ мира, который формируется в сознании того или
иного сообщества, и способность отвечать общественным ожиданиям.
В.Липпман указывал на двойную функцию стереотипа: психическую
(экономия усилий по познанию мира), в данном случае стереотипизацию
следует рассматривать как средство постижения социального значения
информации в процессе отражения социальной реальности, и
общественную (защита широко понимаемой общественной позиции)
Стр.1