Евсеева Л.Н.,
старший преподаватель
кафедры иностранных языков ПГУ
Этика и профессионализм современного журналиста
в вопросах формирования национальной идентичности
на примере современной России
В настоящее время актуальными являются вопросы национальной
идентичности, так как во второй половине ХХ века в результате распада
колониальной системы и советского лагеря на мировой арене появились новые
государства, что обусловило обострение межнациональных и межэтнических
отношений. <...> Одновременно наблюдаются процессы усиления взаимодействия
различных наций и этносов между собой, детерминированные глобализацией и
возросшим влиянием средств массовой информации и коммуникации, посредством
которых продуцируются и распространяются национальные стереотипы. <...> Национальная идентичность представляет собой сложную структурнофункциональную систему, в которой действуют автостереотипы, включая
социальную память, осознание значимости национальной территории как
важнейшего фактора существования данной нации, ее целостности в единстве
внутреннего и внешнего общения; осознанное отношение к созданным
материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонационально му
окружению, то есть гетеростереотипы. <...> По мнению В.А. Тишкова, национальная
идентичность «утверждается прежде всего через обеспечение гражданского
равноправия, систему воспитания и образования, государственный язык, символы и
календарь, культурное и масс-медийное производство» [8]. <...> Национальный стереотип трактуется как стандартное представление,
имеющееся у большинства людей, составляющих ту или иную нацию, о людях,
входящих в другую нацию или в собственную нацию. <...> Речь в данном случае идет об
обобщенном представлении о физическом, нравственном и умственном облике
представителей различных наций. <...> Повторяемость положительных или
отрицательных оценок других сообществ, их массовость и устойчивость во времени
- условия <...>
Статья_«Этика_и_профессионализм_современного_журналиста_в_вопросах_формирования_национальной_идентичности_на_примере_современной_России».pdf
Евсеева Л.Н.,
старший преподаватель
кафедры иностранных языков ПГУ
Этика и профессионализм современного журналиста
в вопросах формирования национальной идентичности
на примере современной России
В настоящее время актуальными являются вопросы национальной
идентичности, так как во второй половине ХХ века в результате распада
колониальной системы и советского лагеря на мировой арене появились новые
государства, что обусловило обострение межнациональных и межэтнических
отношений. Одновременно наблюдаются процессы усиления взаимодействия
различных наций и этносов между собой, детерминированные глобализацией и
возросшим влиянием средств массовой информации и коммуникации, посредством
которых продуцируются и распространяются национальные стереотипы.
Национальная идентичность представляет собой сложную структурнофункциональную
систему, в которой действуют автостереотипы, включая
социальную память, осознание значимости национальной территории как
важнейшего фактора существования данной нации, ее целостности в единстве
внутреннего и внешнего общения; осознанное отношение к созданным
материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонациональному
окружению, то есть гетеростереотипы. По мнению В.А. Тишкова, национальная
идентичность «утверждается прежде всего через обеспечение гражданского
равноправия, систему воспитания и образования, государственный язык, символы и
календарь, культурное и масс-медийное производство» [8].
Национальный стереотип трактуется как стандартное представление,
имеющееся у большинства людей, составляющих ту или иную нацию, о людях,
входящих в другую нацию или в собственную нацию. Речь в данном случае идет об
обобщенном представлении о физическом, нравственном и умственном облике
представителей различных наций. Повторяемость положительных или
отрицательных оценок других сообществ, их массовость и устойчивость во времени
- условия формирования национальных стереотипов. Ю.А. Сорокин уверен, что
принадлежность к определенной нации определяется наличием базового
стереотипного ядра знаний, приобретаемого в процессе социализации личности в
данном сообществе. Вместе с идентификацией себя как части определенной нации
человек начинает усваивать стереотипы, бытующие в обществе. Это есть одно из
условий формирования национальной идентичности. В данном случае речь идет о
национальных стереотипах, которые трактуются как эмоционально-оценочные и
составляют менталитет той или иной нации [7;24]. Национальный стереотип это
слишком схематичное утверждение, как правило, лишь односторонний штрих в
образе национальной общности, и он не может быть полным и объективным. С
другой стороны, стереотипные образы являются удобными и эффективными
элементами определенного манипулирования массовыми представлениями в сфере
межнациональных отношений и действенным инструментом их регулирования.
Следует отметить, что представления о «другом», закрепленные в виде
стереотипов, далеко не всегда совпадают с реальностью, более того, национальные
Стр.1