Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология человека:основы инновационного обучения. (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЛарина Елена Николаевна
ИздательствоООО "Агентство Пресса"
Страниц201
ID203352
АннотацияВ пособии, ориентированном на преподавателей не педагогических вузов, рассматриваются следующие аспекты психологической науки, необходимые в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: структура психических явлений, особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов, правила учета их основных закономерностей при организации обучения, характеристики психических состояний и вопросы и регуляции, психические свойства личности и их проявление в учебной деятельности.
Кем рекомендованоУМО Российской академии естествознания
Кому рекомендованопреподавателям ВПО
Ларина, Е. Н. Психология человека:основы инновационного обучения. / Е. Н. Ларина .— Оренбург : ООО "Агентство Пресса", 2011 .— 201 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203352 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии, ориентированном на преподавателей непедагогических вузов, рассматриваются следующие аспекты психологической науки, необходимые в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: структура психических явлений, особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов, правила учета их основных закономерностей при организации обучения, характеристики психических состояний и вопросы и регуляции, психические свойства личности и их проявление в учебной деятельности. <...> Психогимнастические упражнения для сосредоточения внимания ПРИЛОЖЕНИЕ 5. <...> Психогимнастические упражнения для эмоциональной саморегуляции ПРИЛОЖЕНИЕ 11. <...> Психические явления описаны применительно к учебной 5 деятельности студента, проанализирована их функция в образовательном процессе. <...> Изучив представленный материал, вы поймёте механизмы человеческого восприятия, узнаете как работает мышление студента, раскроете секреты эффективного запоминания, научитесь определять актуальное психическое состояние обучающихся и учитывать индивидуальнотипологические свойства их личности. <...> Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. <...> Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. <...> В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности? <...> В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. <...> Разработка специальных отраслей психологии является преимуществом научной психологии, которого лишена, конечно, житейская психология. <...> Научная психология опирается на житейский психологический <...>
Психология_человекаосновы_инновационного_обучения..pdf
Е.Н. ЛАРИНА ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: основы инновационного обучения УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2010 г. Оренбург, 2011 г. 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. Научные и житейские психологические знания 1.2. Предмет психологии 1.3. Структура психических явлений ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ТЕМА 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБУЧЕНИИ 2.1. Ощущения как источник познания 2.2. Учет основных закономерностей ощущений в процессе обучения 2.3 Общее представление о восприятии 2.4. Учет свойств и закономерностей восприятия при организации обучения 2.5. Общая характеристика внимания 2.6. Учет индивидуальных особенностей внимания и его развитие в процессе обучения 2.7. Характеристика памяти как психического процесса 2.8. Учет закономерностей памяти при организации учебной деятельности 2.9. Мышление как познавательный процесс 2.10. Учет особенностей мышления при организации учебной деятельности 2.11. Воображение и его роль в учебной деятельности 2.12. Использование возможностей воображения в процессе обучения ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ТЕМА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 3.1. Эмоции как психический процесс 3.2. Эмоции и учебная деятельность 3.3. Психология воли 3.4. Волевое управление учебной деятельностью 3 5 7 9 11 14 16 24 33 43 52 59 65 75 80 88 94 100 102 104 114 118 125
Стр.3
деятельности студента, проанализирована их функция в образовательном процессе. Изучив представленный материал, вы поймёте механизмы человеческого восприятия, узнаете как работает мышление студента, раскроете секреты эффективного запоминания, научитесь определять актуальное психическое состояние обучающихся и учитывать индивидуальнотипологические свойства их личности. Доступно изложенный текст сопровождается ссылками на исследователей, разрабатывавших основные проблемы общей психологии, указаны первоисточники, периодические издания и интернет ресурсы по всем темам. Теоретические вопросы дополнены рекомендациями по учету особенностей психических процессов, состояний и свойств в процессе обучения и приложениями, описывающими прикладные аспекты психологического знания. Удобству изучения способствуют словарь основных терминов и словарь персоналий. Рабочая тетрадь состоит из практических заданий, направленных на закрепление и систематизацию полученных знаний. Задания в рабочей тетради расположены соответственно темам, рассматриваемым в учебном пособии. Практикум раскрывает основные методы изучения психических процессов, состояний и свойств в образовательном процессе, а так же включает конкретные психодиагностические методики. Пройдя обучение с помощью представленного учебнопреподаватель сможет методического комплекта, систематизировать имеющиеся житейские психологические знания, переосмыслить опыт профессиональной деятельности, найти ответы на многие проблемные вопросы, научно обосновать применяемые методы взаимодействия со студентами и научиться адекватно проектировать и диагностировать образовательный процесс. 6
Стр.6
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1 НАУЧНЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Ю.Б. Гипенрейтер приводит пять основных различий. Первое: житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства 7
Стр.7
предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. В то же время в науке знания аккумулируются, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку. Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным по объему, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот 8
Стр.8
накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. Разработка специальных отраслей психологии является преимуществом научной психологии, которого лишена, конечно, житейская психология. Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи, на последнем этапе им проверяется.[1] 1.2 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Само слово «психология» образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека. Изучение души является первым этапом в становлении психологии. На смену психологии души в 19 веке пришла психология сознания (способность думать, чувствовать, желать). На протяжении длительного времени единственным методом 9
Стр.9
психологии был метод самонаблюдения. Широкое распространение данного метода привело к кризису в науке, поскольку утверждалось что ученый должен изучать самого себя (выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения). В начале 20 века появляется новое направление психологической науки, основоположник которого Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. В психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения как внешнего проявления психической деятельности. Представителями данного направления игнорировалось существование внутреннего психического мира человека, его содержание сравнивалось с черным ящиком, проникнуть в суть которого не возможно. Начиная со второй половины 20 века, наблюдается возвращение к изучению явлений, фактов и закономерностей психической жизни человека. Психология становится наукой о психике. [7] В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Современная психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Особое положение среди всех направлений занимает общая психология (психология человека), объединяющая 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ