Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Индивидуализация образовательного процесса в высшей школе. (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛарина Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц95
ID203244
АннотацияВ пособии представлен теоретический анализ проблемы психических ресурсов субъектов образования и методические основы их диагностики. Анализируются возрастные особенности, творческие способности и психологические характеристики студента как субъекта учебной деятельности, составляющие профессиональной компетентности и «копинг» ресурсы преподавателя. Представлены конкретные диагностические методики изучения личности преподавателя и студента.
Ларина, Е.Н. Индивидуализация образовательного процесса в высшей школе. / Е.Н. Ларина .— : [Б.и.], 2011 .— 95 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203244 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. ЛАРИНА «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» Учебно-методическое пособие В пособии представлен теоретический анализ проблемы психических ресурсов субъектов образования и методические основы их диагностики. <...> Анализируются возрастные особенности, творческие способности и психологические характеристики студента как субъекта учебной деятельности, составляющие профессиональной компетентности и «копинг» ресурсы преподавателя. <...> Самоанализ особенностей самосознания и представления преподавателя о себе. <...> Диагностика ориентированности педагогов на учебнодисциплинарную или личностную модель взаимодействия ............................. 73 Методика 6. <...> Исходя из понимания ресурса как средств, позволяющих с помощью определенных преобразований получить желаемый результат, мы определяем психические ресурсы как внутренние возможности, воспринимаемые и используемые человеком в качестве средств достижения позитивных результатов. <...> В данном педагогических пособии, вузов, ориентированном представлен на теоретический преподавателей анализ не проблемы психических ресурсов субъектов образования и методические основы их диагностики. <...> Анализируются возрастные особенности, творческие способности и психологические характеристики студента как субъекта учебной деятельности, составляющие профессиональной компетентности и «копинг» ресурсы преподавателя. <...> По каждой теме представлены рекомендуемая литература и задания для саморазвития. <...> Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу возраста и определяемую отношениями между человеком и окружающими людьми, мы вслед за этим, должны выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. <...> На каждой возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, определяющее весь процесс развития и характеризующее перестройку <...>
Индивидуализация_образовательного_процесса_в_высшей_школе..pdf
Е.Н. ЛАРИНА «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» Учебно-методическое пособие В пособии представлен теоретический анализ проблемы психических ресурсов субъектов образования и методические основы их диагностики. Анализируются возрастные особенности, творческие способности и психологические характеристики студента как субъекта учебной деятельности, составляющие профессиональной компетентности и «копинг» ресурсы преподавателя. Представлены конкретные диагностические методики изучения личности преподавателя и студента.
Стр.1
Методика 9 «6 вопросов» .................................................................................. 66 Методика 10 «Ценностные ориентации» .......................................................... 66 Тема 2. Диагностический инструментарий для обеспечения самопознания преподавателя .................................................................................................... 67 Методика 1. Выявление преобладающего «Я-состояния» (Э. Берн).................. 67 Методика 2. Самоанализ особенностей самосознания и представления преподавателя о себе. ....................................................................................... 69 Методика 3. Самоанализ профессиональной компетентности преподавателя. 70 Методика 4. Изучение способности преподавателя к саморазвитию и выявление барьеров педагогической деятельности и личностного роста. ....... 71 Методика 5. Диагностика ориентированности педагогов на учебнодисциплинарную или личностную модель взаимодействия ............................. 73 Методика 6. Изучение устойчивости психики преподавателя к влиянию стрессовых факторов. ......................................................................................... 75 Методика 7. Выявление доминирующей стратегии совладающего поведения в кризисной ситуации. .......................................................................................... 77 Методика 8. Изучение уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко). ......... 79 Методика 1. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 87 Методика 2. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 89 Методика 3. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 90 Методика 4. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 91 Методика 5. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 92 Методика 6. БЛАНК ОТВЕТОВ............................................................................. 94 Методика 10. БЛАНК ОТВЕТОВ ........................................................................... 95 3
Стр.3
отдельным сторонам личности, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Определяющие развитие личности отношения с окружающими складываются в совместной деятельности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития. Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. В классической периодизации психического развития время поступления в вуз приходится на ранний юношеский возраст. Однако, исходя из представления об условности хронологических границ того или иного возраста, мы считаем необходимым начать описание данного возраста с рассмотрения особенностей предшествующего ему старшего подросткового возраста. Социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Отрочество – период, когда человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает подростку возможность смотреть на себя по-новому. Родители, преподавателя и их мнение перестают играть для подростка решающее значение. На первый план выступает референтная группа – группа значимых сверстников, на которых подросток хочет быть похожим, чья оценка обладает для подростка сверхценностью, определяет его отношение к себе. Взрослому подростки отводят роль наставника, соответствовать которой может далеко не каждый. Такой человек должен обладать важными для подростков качествами 6
Стр.6
(внешность, физическая сила, смелость, твердость характера, непримиримость, оригинальность и т.д.). В качестве ведущей деятельностью подростка большинство исследователей определяют общение со сверстниками. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общаясь со сверстниками, подростки познают себя, свои качества, на основе отношения окружающих формируют самооценку. Некоторые исследователи называют ведущей в подростковом возрасте общественно значимую деятельность (трудовая, учебная, общественноорганизационная, спортивная и художественная). Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению. Центральное новообразование возраста - «чувство взрослости» - стремление быть и казаться взрослым. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к подростку как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. В то же время зачастую подростки копируют внешние проявления взрослости (независимость, самостоятельность, манеру одеваться и т.д.), не принимая в расчет внутреннюю ответственность и обязанности. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. 7
Стр.7
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Не менее важной особенностью личности подростка является развитие самосознания (формирование «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). Данный возраст психологи называют вторым рождением личности. У подростков появляется склонность к самоанализу, стремление проявить, понять и принять свои качества. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. На протяжении подросткового возраста самосознание развивается в следующих направлениях: возникновение и рост собственного образа; перенесение образа Я извне вовнутрь; интегрирование образа Я; отграничение собственной личности от внешнего мира; переход к суждениям о себе по внутренним, моральным критериям. Потребность в саморазвитии также является характерной чертой подросткового возраста. Подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает потребность их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. Самой значимой целью для подростка является владение собой. Саморазвитие подростка можно охарактеризовать как самоутверждение качеств через отдельные поступки. Низкий уровень осознанности саморазвития подростков, их большая невнимательность, быстрая смена идеалов приводят к тому, что им трудно направлять саморазвитие, волевые реакции часто ситуативные. Подростки развивают в себе лишь те качества, которые актуальны для них в данное время, поразили их воображение. Причем подросток склонен обращать внимание на внешнюю, наиболее яркую сторону поведения, мотивы же поведения нередко ускользают из их поля зрения. Рост самостоятельности подростка И.С. Кон понимал как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует, 8
Стр.8
по мнению автора, информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе то есть развитое самосознание. В концепции субъектогенеза В.И. Слободчикова подростковый возраст характеризует ступень персонализации. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Кульминационный момент личностного развития на данной стадии – появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости). Принципиальная ограниченность данной ступени развития личности – еще не достигнут необходимый уровень внутренней свободы – освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой. М. Кле определила зоны и основные задачи развития в подростковом возрасте следующим образом: - пубертатное развитие (необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; постепенный переход к взрослой сексуальности; - когнитивное развитие (развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы); - преобразования социализации (освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, требующих установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов); - становление идентичности (осознание временной протяженности собственного «Я»; осознание себе как отличного от интериоризированных родительских образов; осуществлении системы выборов, которые обеспечивают цельность личности). Особое место подростковый возраст занимает в концепции Э. Эриксона. Работа по поиску самотождественности, по мнению автора, становится в этом возрасте центральным событием. На каждой возрастной ступени развития человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает 9
Стр.9
себя и ближних: «Кто я? Какой я? Зачем я?». Задача подросткового возраста – интегрировать все предыдущие ответы в картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи…), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период – в подростковом возрасте возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. А начинается творение себя с активных экспериментов по строительству своих отношений в группе сверстников. В интеллектуальной сфере в подростковом возрасте также происходят качественные изменения: развивается абстрактное (отвлеченное) и рефлексивное мышление (мысли о себе). В силу чего проявляется склонность теоретизировать, спорить, выдвигать и доказывать разнообразные гипотезы. В работах Ж.Пиаже подростковый возраст охарактеризован как период созревания способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Это усложнение мыслительной жизни оказывает важное влияние на все стороны жизни подростка. Все процессы сравнения себя с другими, выделение сходства и отличий, понимание своих особенностей и возможностей происходят теперь на ином, значительно более высоком уровне. Мышление в понятиях открывает старшему подростку возможность составить обобщенное представление о себе. Активно начинают развиваться творческие способности. Ценными для подростков являются те виды учебной деятельности, в которых они могут проявить себя, показать свою взрослость и самостоятельность. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. Таким образом, подростковый возраст – период фундаментальных изменений, когда предметом осознания и освоения для человека становятся 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ