УДК 796.01:316
Теория, проекты и технологии интеграции спорта с искусством: материалы
международной научной конференции, посвящённой 20-летию разработанного в ГЦОЛИФК
проекта «СПАРТ» (14–15 апреля 2011 г.) / Под общей редакцией д.ф.н., проф. В.И.
Столярова. – М.: РГУКСМиТ, 2011. – 312 с.
ISBN 978-5-905760-05-1
© НОУ, РГУФКСМиТ, 2011
© Спартианский Гуманистический Центр, РГУФКСМиТ, 2011.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Блеер А.Н.
Введение ……………………………………………………………………………10
I. ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Столяров В.И.
Проект «СПАРТ», основанный на интеграции спорта с искусством, –
инновационная гуманистическая программа воспитания, целостного
развития личности и организации досуга ………………………………………..12
II. ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Гавров С.Н.
От массового спорта к постспорту ……………………………………………….24
Ибрагимов М.М.
«Философия спорта»: огни тускнеющих идеалов? ……………………………..29
Моченов В.П.
Роль спорта в формировании новой системы эстетических ценностей………..35
Неверкович С.Д.
Культурный контекст олимпийских ценностей …………………………………45
Передельский А.А.
Спорт и искусство: единство и борьба противоположностей…………………..50
Сараф М.Я.
Спортивные движения как часть гражданского общества………………………57
Шумакова Н.Ю.
Артпедагогика в формировании физической культуры личности
учащихся …………………………………………………………………………....60
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ СПАРТИАНСКОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Афанасьева Н.А., Шевелёва Я.Ю.
Воспитательно-образовательная программа «Преодолей себя!»……………….65
Баринов С.Ю., Орешкин М.М., Фирсин С.А.
Опыт и значение использования спартианских форм и методов
в системе воспитания и организации досуга студенческой молодежи…………67
3
Стр.3
Визер Н.В.
Спартианская инновационная технология в практической деятельности
будущего специалиста …………………………………………………………….77
Вишневский В.И.
Интеграция спорта и искусства в системе массовых спортивных
соревнований школьников – путь активного формирования личности
детей и подростков ………………………………………………………………..80
Горбачева Е.Ю.
Роль спартианской педагогической технологии духовного и физического
оздоровления детей и молодежи в профессиональном
самоопределении будущих педагогов ……………………………………………89
Егоркина Е.Э., Егоркин Г.
Опыт реализации спартианской программы в Центре социальной
Помощи семье и детям ……………………………………………………………92
Казацкий К.Н., Сабирова Е.В.
Комплексное использование спартианской программы «Поморские игры»
и современных фитнес-технологий в дополнительном уроке физической
культуры на инклюзивной основе ……………………………………………….96
Кирилина Л.Ю.
Проблема организации массовых спортивных соревнований
студенческой молодежи …………………………………………………………101
Козлов В.В.
Особенности физической подготовки курсантов и кадетов на основе
интеграции средств физической культуры и искусства ……………………….107
Кудряшова С.В.
Участие в Спартианских играх – путь к гармоничному развитию
личности ………………………………………………………………………….110
Логунова Г.А.
Проект «Преодолей себя и стань сильнее!»: использование физкультуры,
спорта и спартианской технологии для социальной интеграции
лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) …………………………...112
Максимов В.Н.
Красота и спорт как факторы, стабилизирующие современную
культуру ………………………………………………………………………….115
4
Стр.4
Максимова М.Н., Максимов В.Н.
Идеи спартианства и синхронное плавание …………………………………….170
Паначев В.Д.
Социологические аспекты формирования спартианской культуры…………...120
Пашин А.А.
Эффективность использования спартианской технологии
в подготовке будущих педагогов ………………………………………………..122
Строгова Н.А.
Гуманистические ценностные ориентации будущих специалистов
по адаптивной физической культуре и условия их формирования……………125
Татаринова Ю.Г.
«Подари мне счастье»: программа интеграции в открытое общество
воспитанников детского дома на основе спартианской технологии ………….128
Усаков В.И., Вербианова О.М.
СПАРТ и развитие творческого потенциала детей и подростков …………….131
Фирсин С.А.
Спартианские игры как средство формирования интереса детей
и молодежи к занятиям физкультурой ………………………………………….134
IV. ДРУГИЕ КОНЦЕПЦИИ, ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА С ИСКУССТВОМ
Воробьев М.З.
Изменение образа эстетического идеала атлета-героя в античной
культуре Древней Греции с Х по II век до н.э. ………………………………...138
Григорьев В.И., Логунова Е.И.
Художественная гимнастика как вид интеграции спорта
с искусством ………………………………………………………………………141
Дмитриев С.В.
Типы предметного рефлексирования в сфере искусства и спорта ……………144
Лысак И.В.
Эстетика спорта в современной массовой культуре …………………………..147
Распопова Е.А.
Формирование эстетики движений юных прыгунов в воду средствами
5
Стр.5
хореографической подготовки …………………………………………………..150
Столяров В.И., Стопникова Е.В.
Сравнительный анализ спорта и искусства …………………………………….153
Хочкина А.И.
Русские спортивные награды. Исторические аналогии ………………………..164
V. ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ
Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В.
Личность как объект интеграции природных и творческих начал…………….168
Баранова С.В., Комиссаров А.А.
Оздоровительная программа Центра психофизического совершенствования
«Единение» как пример комплексного подхода к состоянию
Здоровья человека ………………………………………………………………..171
Баринов С.Ю.
Инновационная концепция формирования спортивной культуры
личности …………………………………………………………………………..174
Башаева М.М.
Феномен спорта в философской рефлексии постмодерна …………………….180
Бородиневский Д.В., Иванова С.В., Манжелей И.В.
Физкультурно-спортивная работа по месту жительства……………………….186
Виткевич Н.Н.
Физическая и силовая подготовка в технологии боевого
(прикладного) движения как технология продления жизни …………………..189
Гилев Г.А., Парчевская И.И., Попков А.И.
Развитие когнитивных способностей студентов во взаимосвязи
с их функциональной и физической подготовленностью ……………………..195
Дорошин А.А., Лубышева Л.И.
Модульная технология начальной спортивной ориентации
в общеобразовательной школе …………………………………………………..198
Ермаков А.В.
Соперничество и сотрудничество в формировании физической культуры
личности студентов с ослабленным здоровьем ………………………………...202
6
Стр.6
Ильин А.Б.
Личностно-ориентированное физическое воспитание ………………………...204
Кирилина Л.Ю., Баринов С.Ю., Орешкин М.М.,
Королева С.А., Королев И.В.
Отношение студентов к физическому воспитанию и спорту
(социологический анализ) ……………………………………………………….206
Коников С.Л.
Научно-историческое обоснование технико-тактической модели
боевого (прикладного) движения ………………………………………………..212
Кормазева И.Б.
Гуманистическая теория как философско-социологическое
основание инновационного педагогического проекта
«Боевое (прикладное) движение» ……………………………………………….215
Куманева О.В., Манжелей И.В.
Характер внутригрупповых взаимодействий волейболисток
и спортивный результат ………………………………………………………….222
Лисицкая Т.С.
Фитнес-программа «долголетие» («50+»). Основные принципы
и составляющие …………………………………………………………………. 225
Лубышева Л.И., Херувимова Т.А.
Социологические аспекты формирования спортивной культуры
школьников средствами спортивных танцев …………………………………...228
Максачук Е.П.
Актуализация ценностного потенциала физической культуры в
общеобразовательной школе …………………………………………………….232
Метель А.И.
Инновационное культурно-спортивное физическое воспитание
в общеобразовательной школе (на примере интеллектуальноориентированных
учащихся лицея БГУ)………………………………………..235
Михайлов Н.Г.
Формирование информационно-образовательного пространства
в новой системе физического воспитания ……………………………………...239
Орешкин М.М.
Значение теории спорта и олимпийского движения для специалистов
7
Стр.7
в области международных отношений ………………………………………….241
Пожидаев С.Н.
Инновационный проект «Комплексный педагогический контроль
оздоровительно-развивающей гимнастики» ……………………………………246
Савенков А.С., Баранова С.В.
Система йоги и психофизическое состояние человека ………………………...250
Саинчук Н.Н.
Физическая культура и здоровье в ценностно-мотивационном
дискурсе старшеклассников ……………………………………………………..256
Скирда Н.В.
Дифференцированный подход к содержанию предмета «Физическая
культура» в школе: спорт и физическая культура как
разнонаправленные составляющие предмета …………………………………..260
Уляева Л.Г.
Игра как форма двигательной активности для поддержания
психического и физического здоровья…………………………………………..265
Фомин Ю.А.
Типология конфликтов в спорте ………………………………………………...269
VI. ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Афанасьева Н.А., Шевелёва Я.Ю.
Познаем мир через «Олимпийскую карту мира» ………………………………277
Баринова И.В.
Системно-комплексный подход в олимпийском образовании детей и
молодежи ………………………………………………………………………….279
Дидковская И. Г., Латышева В.В.
Реализация дополнительной образовательной программы «Олимпийское
образование и воспитание» в условиях детско-юношеской спортивной
школы ……………………………………………………………………………..285
Королев Р.И., Королева С.А.
Понимание целостного развития личности в олимпийской системе
воспитания ………………………………………………………………………...287
8
Стр.8
Логунов В.И., Сухинин В.П.
Организация олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене
в школе № 27 ……………………………………………………………………..290
Максимов А.С.
Основные направления формирования у фигуристов высокого класса
олимпийской культуры личности ……………………………………………….297
Поликарпова Г.М.
Олимпийское образование и воспитание как модель
духовно-нравственного формирования личности ……………………………...300
Столяров В.И., Скирда Н.В.
Основные ориентиры олимпийского образования школьников……………….304
9
Стр.9