Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ценности обычного права (80,00 руб.)

0   0
Первый авторХалтурин Анатолий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID201075
АннотацияВ работе исследуются три системы права. В государственном праве правовое начало доминирует над началом нравственным. Обычное право основано на паритете нравственного и правового. В идеальном праве нравственное преобладает над правовым. Базовой ценностью обычного права на Русском Севере является свободный труд, поэтому генезис обычного права северного крестьянства детерминирован многофункциональностью крестьянского труда.
Халтурин, А. Н. Ценности обычного права / А. Н. Халтурин .— : [Б.и.], 2011 .— 6 с. — URL: https://rucont.ru/efd/201075 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Н. Халтурин, г. Архангельск e-mail: aonhalturin@gmail.com Ценности обычного права 1 Социально-философское исследование правовой культуры на Русском Севере позволяет высказать предположение о том, что в любом обществе одновременно функционирует три системы праваправо государственное, право обычное и право идеальное. <...> В праве государственном, писаном собственно правовое начало доминирует над началом нравственным, поскольку государство рассматривает право в качестве орудия своей воли. <...> Обычное право построено правового на паритете, равенстве нравственного и начал, на соответствии внутреннего нравственного императива внешней правовой обязанности. <...> Многие народные правовые воззрения, объективированные в пословицах и поговорках, былинах и сказках, старинах и песнях, содержат диалектическую идею единства и борьбы добра и зла, Правды и Кривды. <...> Примером может послужить Устьянский правильник [1], служивший дополнением к «Морскому уставу новоземельских промышленников». <...> «Аще кто, радея о нищих, а самому подать нечем, и он украдет у богатого и даст убогому, то несть грех. <...> Как мы видим, обычное поморское право допускало 1 Халтурин А.Н. <...> 121-123 1 справедливым и богоугодным делом кражу собственности у богатого земляка для нищих и убогих людей. <...> Здесь Кривда вора превращается в Правду, но, что примечательно, не в абсолюте, а только лишь наполовину – «полдобра» преступника соединяются с «полдобром» богатого потерпевшего в единое абсолютное «добро». <...> Единство добра и зла в социальной практике крестьянства отчетливо прослеживается в пословицах и поговорках. <...> Приведем лишь несколько поговорок о «Правде – Справедливости», содержащихся в электронной версии книги В.И. Даля «Пословицы русского народа» «неправдою жить - не хочется, а правдою - не можется»; «с кривдою жить больно, с правдою – тошно». <...> Нередко в народном правосознании «правда» противопоставлялась «неправде», «обману», «лжи» - «говорить правду - терять дружбу <...>
Ценности_обычного_права.pdf
А.Н. Халтурин, г. Архангельск e-mail: aonhalturin@gmail.com Ценности обычного права1 Социально-философское исследование правовой культуры на Русском Севере позволяет высказать предположение о том, что в любом обществе одновременно функционирует три системы права – право государственное, право обычное и право идеальное. Право государственное традиционно рассматривается как совокупность законов, установленных государством. В праве государственном, писаном собственно правовое начало доминирует над началом нравственным, поскольку государство рассматривает право в качестве орудия своей воли. Наиболее наглядно и отчетливо сущность государственного права просматривается в периоды смены общественно-экономических формаций. Обычное право построено на паритете, равенстве нравственного и правового начал, на соответствии внутреннего нравственного императива внешней правовой обязанности. Многие народные правовые воззрения, объективированные в пословицах и поговорках, былинах и сказках, старинах и песнях, содержат диалектическую идею единства и борьбы добра и зла, Правды и Кривды. Примером может послужить Устьянский правильник [1], служивший дополнением к «Морскому уставу новоземельских промышленников». Для нас принципиально интересны два положения. 1. «Аще кто, радея о нищих, а самому подать нечем, и он украдет у богатого и даст убогому, то несть грех. Но с полдобра вменит бог и богатому». 2. «Которого богатого человека обокрадут. И утеря явится велика. Но он не потужит и не поклевещет, то утерю вменит ему Христос в милостыню». Как мы видим, обычное поморское право допускало 1 Халтурин А.Н. Ценности обычного права // Социальные ценности и выбор времени: Материалы V Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М. Шалютина (г. Курган, 14-15 апреля 2011 г.) – Курган: Изд-во Курганского университета, 2011. С. 121-123 1
Стр.1