СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА
В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ <...> М.В. Ломоносова
(г. Архангельск, Россия), e-mail:istomin-1976@yandex.ru
Соотношение свободы
и закона представляет собой проблему, к
рассмотрению которой М. Мамардашвили <...> Категория свободы в философии Мамардашвили рассматривалась
нами в предыдущей статье [4], в рамках которой началось и рассмотрение
проблемы соотношения свободы и необходимости (закона). <...> Свобода, с точки зрения философа, –
безусловное начало, содержит основания в себе. <...> Вместе с тем,
свобода не есть абсолютно произвольный акт. <...> В определенном смысле свобода
есть действие, совершение которого является необходимостью для человека. <...> Таким образом, в определении сущности свободы мы фактически действуем
целесообразно, соблюдая закон. <...> Осуществление свободы и установление закона образуют своего рода
«герменевтический круг», когда первое определяется через второе, а второе через
первое. <...> Было бы ошибкой видеть в данном определении circulus vitiosus –
«порочный круг», поскольку речь идет не о понятиях, но о явлениях, которые
определяются одно через другое (и в определенном смысле представляют собой
одно). <...> Можно говорить, как Гадамер, о «круге понимания» [3], но поскольку
свобода и закон предполагают не просто констатацию бытия, а установление
другого, то необходимо дать более точное определение. <...> называет это «тавтологией существования и понимания»: «Со времен Декарта и
Канта это называется тавтологиями существования и понимания. <...> Содержится потому, что всегда оставлено
место для существования. <...> Когда оно случилось — тавтология замкнулась, и мы
ничего не можем выразить без логического круга, а этот логический круг
простой: добрый человек добр, совесть есть тавтология самой себя, мы не можем
даже объяснить, что такое совесть, не повторяя в экспликации то, что как раз и
надо было бы объяснить». <...> Важно заметить, что «тавтология» в смысле
Мамардашвили не является тождеством, поскольку существование и понимание <...>
СООТНОШЕНИЕ_СВОБОДЫ_И_ЗАКОНА_В_ФИЛОСОФИИ_М._МАМАРДАШВИЛИ..pdf
СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА
В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ.
А. Истомин
Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова
(г. Архангельск, Россия), e-mail:istomin-1976@yandex.ru
Соотношение свободы и закона представляет собой проблему, к
рассмотрению которой М. Мамардашвили неоднократно обращается в своем
творчестве.. Категория свободы в философии Мамардашвили рассматривалась
нами в предыдущей статье [4], в рамках которой началось и рассмотрение
проблемы соотношения свободы и необходимости (закона). Кратко передадим
суть рассматриваемой проблемы. Свобода, с точки зрения философа, –
безусловное начало, содержит основания в себе. Если мы считаем, что свобода
следует из закона, то основываемся на уже существующей свободе. Вместе с тем,
свобода не есть абсолютно произвольный акт. В определенном смысле свобода
есть действие, совершение которого является необходимостью для человека.
Таким образом, в определении сущности свободы мы фактически действуем
целесообразно, соблюдая закон.
Осуществление свободы и установление закона образуют своего рода
«герменевтический круг», когда первое определяется через второе, а второе через
первое. Было бы ошибкой видеть в данном определении circulus vitiosus –
«порочный круг», поскольку речь идет не о понятиях, но о явлениях, которые
определяются одно через другое (и в определенном смысле представляют собой
одно). Можно говорить, как Гадамер, о «круге понимания» [3], но поскольку
свобода и закон предполагают не просто констатацию бытия, а установление
другого, то необходимо дать более точное определение. М. Мамардашвили
называет это «тавтологией существования и понимания»: «Со времен Декарта и
Канта это называется тавтологиями существования и понимания. Они
логикоподобны и в то же время не являются в точности тем, что в логике
называется тавтологиями, потому что в них имплицированно содержится
Стр.1