Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ.

0   0
Первый авторИстомин Андрей Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц18
ID200947
АннотацияЦелью данной работы является рассмотрение соотношения свободы и закона в философии М.К. Мамардашвили. Свобода и закон определяются как две стороны единого акта человеческого самоопределения. С точки зрения автора, свобода и закон не противоречат друг другу в случае соотнесения с феноменом личности, которая образуется под влиянием и того, и другого. Феномен самоопределяющейся личности, участвующей в законодательном процессе, представляется заслуживающим внимания, с точки зрения антропологии права. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ // Антропологія права : філософський та юридичний виміри (стан, проблеми, перспективи) : Статті учасників Міжнародного «круглого столу» (м. Львів, 9-10 грудня 2011 року). 2-е видання, виправлене і доповнене. − Львів: Галицький друкар, 2012 - С. 231-246
Истомин, А. А. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ. / А. А. Истомин .— : [Б.и.], 2011 .— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/200947 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ <...> М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия), e-mail:istomin-1976@yandex.ru Соотношение свободы и закона представляет собой проблему, к рассмотрению которой М. Мамардашвили <...> Категория свободы в философии Мамардашвили рассматривалась нами в предыдущей статье [4], в рамках которой началось и рассмотрение проблемы соотношения свободы и необходимости (закона). <...> Свобода, с точки зрения философа, – безусловное начало, содержит основания в себе. <...> Вместе с тем, свобода не есть абсолютно произвольный акт. <...> В определенном смысле свобода есть действие, совершение которого является необходимостью для человека. <...> Таким образом, в определении сущности свободы мы фактически действуем целесообразно, соблюдая закон. <...> Осуществление свободы и установление закона образуют своего рода «герменевтический круг», когда первое определяется через второе, а второе через первое. <...> Было бы ошибкой видеть в данном определении circulus vitiosus – «порочный круг», поскольку речь идет не о понятиях, но о явлениях, которые определяются одно через другое (и в определенном смысле представляют собой одно). <...> Можно говорить, как Гадамер, о «круге понимания» [3], но поскольку свобода и закон предполагают не просто констатацию бытия, а установление другого, то необходимо дать более точное определение. <...> называет это «тавтологией существования и понимания»: «Со времен Декарта и Канта это называется тавтологиями существования и понимания. <...> Содержится потому, что всегда оставлено место для существования. <...> Когда оно случилось — тавтология замкнулась, и мы ничего не можем выразить без логического круга, а этот логический круг простой: добрый человек добр, совесть есть тавтология самой себя, мы не можем даже объяснить, что такое совесть, не повторяя в экспликации то, что как раз и надо было бы объяснить». <...> Важно заметить, что «тавтология» в смысле Мамардашвили не является тождеством, поскольку существование и понимание <...>
СООТНОШЕНИЕ_СВОБОДЫ_И_ЗАКОНА_В_ФИЛОСОФИИ_М._МАМАРДАШВИЛИ..pdf
СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И ЗАКОНА В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ. А. Истомин Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия), e-mail:istomin-1976@yandex.ru Соотношение свободы и закона представляет собой проблему, к рассмотрению которой М. Мамардашвили неоднократно обращается в своем творчестве.. Категория свободы в философии Мамардашвили рассматривалась нами в предыдущей статье [4], в рамках которой началось и рассмотрение проблемы соотношения свободы и необходимости (закона). Кратко передадим суть рассматриваемой проблемы. Свобода, с точки зрения философа, – безусловное начало, содержит основания в себе. Если мы считаем, что свобода следует из закона, то основываемся на уже существующей свободе. Вместе с тем, свобода не есть абсолютно произвольный акт. В определенном смысле свобода есть действие, совершение которого является необходимостью для человека. Таким образом, в определении сущности свободы мы фактически действуем целесообразно, соблюдая закон. Осуществление свободы и установление закона образуют своего рода «герменевтический круг», когда первое определяется через второе, а второе через первое. Было бы ошибкой видеть в данном определении circulus vitiosus – «порочный круг», поскольку речь идет не о понятиях, но о явлениях, которые определяются одно через другое (и в определенном смысле представляют собой одно). Можно говорить, как Гадамер, о «круге понимания» [3], но поскольку свобода и закон предполагают не просто констатацию бытия, а установление другого, то необходимо дать более точное определение. М. Мамардашвили называет это «тавтологией существования и понимания»: «Со времен Декарта и Канта это называется тавтологиями существования и понимания. Они логикоподобны и в то же время не являются в точности тем, что в логике называется тавтологиями, потому что в них имплицированно содержится
Стр.1