Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сравнительная культурология. Т. 1. (264,00 руб.)

0   0
Первый авторБорзова Елена Петровна
ИздательствоСПб.: СПбКО
Страниц239
ID200511
АннотацияДанное двухтомное учебное пособие профессора Е.П. Борзовой содержит наиболее полное изложение и сравнительный анализ всех основных научных концепций развития культуры с древних времен до первого десятилетия XXI века. По полноте охвата материала оно является единственным в своем роде. Предназначено для студентов высших учебных заведений по гуманитарным специальностям и всех тех, кто интересуется историей культуры. Подготовлено с учетом требований современных государственных образовательных стандартов. В первый том включены материалы по типологии культуры.
ISBN978-5-903983-30-8
Борзова, Е.П. Сравнительная культурология. Т. 1. : учебное пособие для высших учебных заведений / Е.П. Борзова .— Санкт-Петербург : СПбКО, 2013 .— 239 с. — ISBN 978-5-903983-30-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/200511 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Применение системно-сравнительного метода в исследовании социокультурных явлений в XIX веке……………………………………….. <...> Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Капицы……………. <...> Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение………………………………………………………… <...> Ницше об истории как круге «вечного возвращения» духа ………… <...> 2.1.5 Историческая типология циклизма как локальных очагов цивилизации мировой культуры человечества. <...> Линейные концепции истории человечества в иудаизме, христианстве и исламе………………………………………………………… <...> Сравнительный метод стал формироваться во времена античности в рамках философии как науки о всеобщем и целом мире. <...> Н.Я.Данилевский, выдвинул теорию культурно-исторических типов, которую в ХХ веке стали развивать такие известные ученые как <...> 6 Следует отметить интенсивное развитие в ХХ веке сравнительной политологии. <...> и другим и авторами создается «традиционная» сравнительная политология. <...> Сартори, начинает применяться и других науках, развиваются сравнительное правоведение, сравнительная экономика, сравнительная культурология. <...> Способы сравнения в своем совокупном многообразии представляют сравнительный метод. <...> Как таковой, сравнительный метод является необходимым для любого научного исследования, развивается в истории, меняя при этом характер и собственно виды сравнения. <...> Сравнительный метод в культурологии позволяет выявить причинные связи между различными культурными феноменами, обнаружить последовательность их возникновения и формирования, установить закономерность исторического развития культуры человечества, и обозначить его тенденции. <...> В процессе такого построения могут выявляться разные степени сходства и различия между культурными явлениями, выстраиваться разного рода подсистемы, поэтому сам сравнительный метод при этом имеет тенденцию развиваться <...>
Сравнительная_культурология._Т._1..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Сравнительная_культурология._Т._1..pdf
Стр.1
Е.П.Борзова СРАВНИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Том 1 Санкт-Петербург 2013
Стр.2
Содержание Ведение ………………………………………………………………………… 4 Глава I. Предмет и метод сравнительной культурологии…………………… 6 1.1. Понятийно-категориальный аппарат сравнительной культурологии.. 1.2. Сравнительно-исторический анализ понятия «культура»……………... 6 Глава II. Историко-теоретические предпосылки и основные этапы ……… 30 2.1 .Теоретические предпосылки развития сравнительной культурологии. 2.2. Применение системно-сравнительного метода в исследовании социокультурных явлений в XIX веке……………………………………….. 2.3. Формирование сравнительной культурологии в XX веке Глава III.. Сравнительная типология культур …………………………….. 13 30 40 52 82 Уровни культурологической типологии ……………………………………. 82 1. Системная типология……………………………………………………….. 82 2. Историческая типология……………………………………………………. 83 2.1. Циклические концепции истории культуры……………………………. 83 2.2. Линейные (регрессивные и эволюционно-прогрессирующие) концепции истории культуры………………………………………………… 83 2.3.Структурная типология культур………………………………………….. 2.4. Метаисторическая типология мировой культуры. 84 84 Анализ концепций системной типологии …………………………………… 91 1. Системная типология 1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта…………………………. 1.2. Концепция мир – системы И. Валлерстайна …………………………. 91 91 94 1.3. Триадическая субстанция системной типологии Ю.В. Осокина …… 97 1.4. И.М. Дьяконов о субстанциональной основе эволюции культуры как отношения природы и общества……………………………… 98 1.5. Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Капицы……………. 102 2. Историческая типология культуры .………………………………………. 104 2.1. Циклические концепции истории, регресс и прогресс. (круги, волны, маятник)…………………………………………………………………………. 105 2.1.1. Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение………………………………………………………… 105 2.1.2. Циклические концепции как круговое прогрессивное движение Дж. Вико……………………………………………………………………………... 110 2.1.3. Ницше об истории как круге «вечного возвращения» духа ………… 112 2.1.4. Циклические волновые («маятниковые») концепции развития…….. 114 2.1.5 Историческая типология циклизма как локальных очагов цивилизации мировой культуры человечества. Многовекторное развитие.. 123 2.1.6. Циклы истории как смена пассионарных этносов в концепции Л.Н. Гумилева………………………………………………………………………… 137 2.1.7.Циклы чередований процессов иерархизации и деиерархизации в истории………………………………………………………………………….. 138 2.2.Линейные (регрессивные и эволюционно-прогрессирующие
Стр.3
концепции истории культуры человечества) ………………………………... 139 2.2.1. Линейные концепции истории человечества в иудаизме, христианстве и исламе………………………………………………………… 139 2.2.2. Идеи о прогрессе человечества, движимого разумом, А.Р.Ж. Тюрго, М. Кондорсе и И.Г. Гердера………………………………………………….. 2.2.3 Концепция гуманистического движения к идеалу всемирного гражданского общества И. Канта…………………………………………….. 145 152 2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа……………………………………………………………………………… 154 2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта……………………… 159 2.2.6. Концепции эволюционно-прогрессирующего развития Г. Спенсера, Б. Тейлора, Дж Фрейзера, Л. Моргана, Л.И. Мечникова……………………. 161 2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса……………………… 167 2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э.Дюркгейма, от общности к обществу Ф.Тенниса……………………………………………... 169 2.2.9. «Лестница эволюции человечества» Н.С.Трубецкого………………… 173 2.2.10. «Формационная» типология культуры экзистенциалистов………… 176 2.2.11. Культурно-энергетическая концепция прогресса Л.Уайта…………. 179 2.2.12. Формационные технократические концепции. Стадиальное развитие общества Р. Арона, Дж. Гэлбрейта, Эл. Тоффлера, У Ростоу….. 181 2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры……………………… 186 2.2.14. Культуры как самоорганизующиеся системы с гибкой программой развития…………………………………………………………………………. 188 3. Структурная типология культур 193 3.1. Структурализм……………………………………………………………... 193 3.2. Диффузионизм в культурном процессе развития Ф. Ратцеля, Л.Флобениуса…………………………………………………………………… 196 3.3. Таксономические культурно-антропологические классификации……. 198 3.4. Концепции идеальных, культурных типов ……………………………… 200 3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания)……………………………………………. 202 3.6.Этнолингвистическая типология…………………………………………. 207 4. МЕТАИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ. 210 4.1. Метаистория в панентеистических религиозно-философских системах…………………………………………………………………………. 213 4.2. Пантеистическая концепция представления о мире и человеке в даосизме………………………………………………………………………… 224 4.3. Метаистория в каббале, гностицизме, христианстве, исламе и суфизме…………………………………………………………………………. 226 4.4.Эзотерические точки зрения на метаисторию…………………………… 234
Стр.4
Издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества Рецензенты: И. Ф. Кефели, доктор философских наук, профессор И.И. Бурдукова, доктор философских наук, профессор Борзова Елена Петровна. Сравнительная культурология. Т. 1. Учебное пособие для высших учебных заведений. (Электронный ресурс) – СПб, Издательство «СПбКО», 2013. - 239 с. Е-mail: yax47@mail.ru, izdatelstvospbko@mail.ru ISBN 978-5-903983-30-8 Подготовка макета и оформление Чистяков А.Н. Данное двухтомное учебное пособие профессора Е.П. Борзовой содержит наиболее полное изложение и сравнительный анализ всех основных научных концепций развития культуры с древних времен до первого десятилетия XXI века. По полноте охвата материала оно является единственным в своем роде. Предназначено для студентов высших учебных заведений по гуманитарным специальностям и всех тех, кто интересуется историей культуры. Подготовлено с учетом требований современных государственных образовательных стандартов. В первый том включены материалы по типологии культуры. Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиками. Нелегальное копирование и использование данного ресурса запрещено. ISBN 978-5-903983-30-8 © Борзова Е.П., 2013 © Чистяков А.Н., 2013 © Издательство «СПбКО», 2013
Стр.5