Новая
Университетская
Библиотека
Стр.1
Книги – это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Стр.2
Л.И. Ольштынский
КУРС ИСТОРИИ
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Общие закономерности и особенности развития
России в мировом историческом процессе.
Уроки истории
Учебное пособие
Москва
Логос
2012
Стр.3
УДК 94(075.2)
ББК 63.3(2)я73
О56
Серия основана в 2003 году
Р ецензенты
В.Я. Гросул, доктор исторических наук, профессор
В.С. Порохня, доктор исторических наук, профессор
Ольштынский Л.И.
О56 Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности
развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории:
учеб. пособие / Л.И. Ольштынский. – М.: Логос, 2012. – 408 с. –
(Новая университетская библиотека).
ISBN 978-5-98704-510-7
Рассматривается история России с древности до начала XXI века. Показан
исторический процесс в его основных измерениях: социальном, политическом,
культурном. Видное место отведено философско-методологическим
аспектам исторической науки, ее роли в гражданском становлении специалистов.
Раскрыто значение истории в познании современности. Содержание
книги отвечает требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Изложение учебного материала построено с учетом знаний студентов, полученных
в период обучения в общеобразовательной школе, а также специфики
подготовки бакалавров.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по широкому
кругу направлений и специальностей, кроме направления (специальности)
«История». Представляет интерес для учителей истории и методистов общеобразовательных
школ.
УДК 94(075.2)
ББК 63.3(2)я73
ISBN 978-5-98704-510-7
© Ольштынский Л.И., 2012
© Логос, 2012
Стр.4
Учебное издание
Ольштынский Леннор Иванович
КУРС ИСТОРИИ
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Общие закономерности и особенности развития России
в мировом историческом процессе.
Уроки истории
Учебное пособие
В оформлении использован фрагмент картины
И. Глазунова «Великий эксперимент»
из цикла «Тысячелетняя Россия»
Ответственная за выпуск Э.Б. Сабирова
Редактор Т.В. Волкова
Корректоры С.А. Львова, Ю.Г. Слизун
Компьютерная верстка А.Г. Свиридовой
Оформление Е.В. Беспрозванной
Подписано в печать 30.01.2012. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 25,5.
Тираж 1000 экз. Заказ
Издательская группа «Логос»
123104, Москва, Б. Палашевский пер., д. 9, стр. 1
По вопросам приобретения литературы
обращаться по адресу:
111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31, офис 305
Электронная почта: universitas@mail.ru
Телефон: (495) 644-38-04, 642-59-89
Дополнительная информация на сайте http://www.logosbook.ru
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
К ×ÈÒÀÒÅËÞ................................................................................. 11
ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................. 13
ВВЕДЕНИЕ. Научные основы курса. Историческая наука
в познании современности .............................................................. 15
Задачи и принципы исторической науки – 15. Методы исследования и основные
понятия исторической науки –16. Объект изучения и особенности курса –19.
Историческая наука в познании современности – 21.
Контрольные âîïðîñû...................................................................... 22
Часть I. ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ........................ 23
Глава 1. Исторические корни современных цивилизаций.
Особенности развития феодализма
и средневековой цивилизации Ðîññèè............................................... 23
1.1. Древний мир. Рабовладельческое общество
и древние цивилизации. Древние славяне ................................ 23
Рабовладельческое общество. Стадии развития – 24. Особенности древних
цивилизаций – 25. Древние славяне – 29.
1.2. Средневековье. Развитие феодализма и формирование
средневековых цивилизаций на Востоке и Западе.
Раннефеодальная Русь. Монгольское нашествие
и иноземное иго ........................................................................... 31
Феодальное общество. Пути формирования и стадии развития – 31. Развитие
феодализма и формирование средневековых цивилизаций на Востоке и Западе – 33.
Древнерусское государство. Формирование русской цивилизации – 38.
Феодальная раздробленность. Наступление на Русь с запада и востока.
Ордынское иго и литовско-польское владычество – 41.
1.3. Освобождение от иноземного ига и объединение
русских земель в централизованном Российском государстве.
Характерные черты средневековой российской
цивилизации ................................................................................. 44
Развитие феодализма в Европе и Азии в XIV–XVII вв. Геополитические условия
создания Российского государства – 45. Борьба за освобождение от ордынского ига,
создание централизованного русского государства – 46. Создание евро-азиатского
Российского государства. Начало его борьбы за выход к Балтийскому морю – 49.
Смутное время. Борьба с польской и шведской интервенцией – 51. Борьба России
за объединение западных русских земель. Освоение Восточной Сибири и Дальнего
Востока – 53. Характерные черты средневековой российской цивилизации – 56.
Уроки истории ............................................................................. 61
Контрольные âîïðîñû...................................................................... 63
5
Стр.1
Часть II. НОВОЕ ÂÐÅÌß............................................................... 64
Глава 2. Россия в системе европейских государств Нового времени.
Модернизация российского феодализма, развитие Российской
феодальной империи (XVIII – первая половина XIX â.) ................. 65
2.1. Переход Европы к Новому времени,
генезис европейского капитализма ........................................... 65
Эпоха Возрождения и Реформации в Европе. Первая научная революция – 66.
Великие географические открытия и создание колониальных империй – 68. Первые
буржуазные революции – 69.
2.2. Начало модернизации России и ее утверждение
на берегах Балтийского ìîðÿ..................................................... 70
Геополитические условия развития России в начале Нового времени – 70.
Северная война, утверждение России на берегах Балтийского моря – 71. Модернизация
средневековой России реформами Петра I, объявление России империей.
Итоги и последствия реформирования – 73.
2.3. Завершение модернизации и расширение границ
Российской империи ................................................................... 77
Просвещение и просвещенный абсолютизм в Европе. Великая французская революция.
Начало наполеоновских войн – 77. Эпоха дворцовых переворотов и воцарение
Екатерины II – 80. Русско-турецкие войны, расширение территории России
на юге, западе и востоке – 81. Усиление противоречий позднего феодализма. Народные
выступления против крепостного гнета, крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева – 83. Завершение модернизации российского феодализма.
Формирование светской культуры Нового времени – 84.
2.4. Феодальная Россия и буржуазная Европа
в первой половине XIX â............................................................. 88
Правление Павла I и воцарение Александра I. Участие России в антинаполеоновских
коалициях – 88. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии
– 90. Россия в посленаполеоновской Европе. Аракчеевщина и декабристы – 93.
Николаевская военно-бюрократическая система – последний этап позднего российского
феодализма – 95. Развитие общественно-политической мысли и культуры
в первой половине XIX â. – 99.
Уроки истории ........................................................................... 102
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 104
Глава 3. Россия в мировой системе капиталистических государств.
Первая русская революция. Первая мировая война ...................... 105
3.1. Мировой исторический процесс перехода
от феодализма к капитализму ................................................... 105
Общая характеристика капиталистической формации – 105. Особенности
процесса перехода к капитализму – 106.
3.2. Становление капитализма в России. Начало
организованного революционного движения. Характерные
черты российской цивилизации на рубеже âåêîâ................... 111
6
Стр.2
Особенности перехода к капитализму – 111. Реформы Александра II и контрреформы
Александра III. Развитие революционного движения – 114. Становление капиталистической
экономики, особенности российского капитализма – 120. Развитие
культуры. Характерные черты российской цивилизации на рубеже веков – 123.
3.3. Переход капитализма в государственномонополистическую
стадию. Кризис в российском обществе.
Первая русская революция. Первая мировая война ............. 131
Переход капитализма в государственно-монополистическую стадию, изменение
геополитических условий развития России – 131. Кризис в российском обществе
в начале XX â. Русско-японская война и революция 1905–1907 ãã. – 133. «Äóìñêàÿ»
монархия, второй этап буржуазных реформ – 139. Первая мировая война.
Поражение России и общенациональный кризис – 143.
Уроки истории ........................................................................... 149
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 150
Часть III. НОВЕЙШЕЕ ÂÐÅÌß.................................................. 151
Глава 4. Революционные потрясения 1917 г. Интервенция
и Гражданская война в Ðîññèè. Образование СССР .................... 151
4.1. Февральская революция 1917 ã.
Крушение самодержавия, распад Российской империи,
углубление общенационального кризиса ............................... 152
Кризис власти и крушение самодержавия – 152. Временное правительство и Советы,
распад Российской империи. Углубление общенационального кризиса – 154.
4.2. Октябрьская революция 1917 ã.
Утверждение советской власти в ñòðàíå.................................. 157
Предпосылки социалистической революции в России – 158. Октябрьское
вооруженное восстание. II съезд Советов. Победа советской власти в Петрограде
и Москве – 161. Утверждение советской власти в стране. Брестский мир.
Начало социально-экономических преобразований в условиях мира – 165.
4.3. Интервенция и Гражданская война в России.
Революции в Åâðîïå. Победа советской власти ..................... 172
Причины и характер Гражданской войны, цели противостоявших сторон – 173.
Этапы интервенции и развертывания Гражданской войны – 176. Окончание Первой
мировой войны и революции в Европе – 182. Наступление интервентов, белогвардейских
армий Колчака и Деникина и их разгром Красной Армией – 184.
Советско-польская война и завершение Гражданской войны. Причины победы
советской власти – 187.
4.4. Освобождение национальных регионов России
и Дальнего Востока. Образование СССР,
его историческое çíà÷åíèå........................................................ 192
Установление советской власти в национальных регионах России и на Дальнем Востоке.
Международное признание Советской России – 192. Образование СССР. Историческое
значение объединения советских республик в союзное государство – 194.
Уроки истории ........................................................................... 196
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 199
7
Стр.3
Глава 5. Становление советского общества,
формирование советской цивилизации ........................................... 200
5.1. Геополитические условия развития СССР
в первом периоде Новейшего времени .................................... 200
5.2. Развитие советского общества в условиях НЭП .............. 201
Переход к мирному строительству. Сущность и цели НЭП. Разработка путей развития
социализма В.И. Лениным – 202. Развитие государственно-регулируемой
многоукладной экономики – 208. Социальное развитие общества в условиях
НЭП – 210. Начало социалистической индустриализации. Усиление противоречий
НЭП и обострение внутрипартийной борьбы – 211.
5.3. Ускоренные преобразования 30-х годов.
Становление советской öèâèëèçàöèè...................................... 215
Мировой экономический кризис. Фашизм, нарастание угрозы Второй мировой
войны – 215. Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Установление И.В.Сталиным централизованной политической
системы – 217. Становление советского трудового общества – 226. Создание
основ советской культуры. Характерные черты советской цивилизации – 232.
Уроки истории ........................................................................... 241
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 243
Глава 6. СССР в годы Второй мировой войны. Великая
Отечественная война советского народа 1941–1945 ãã. ................ 244
6.1. Причины Второй мировой войны. Начало фашистской
агрессии и расширение масштабов войны. Военнополитические
акции СССР по укреплению безопасности .... 245
Причины Второй мировой войны. Образование блока фашистских государств –
245. Эскалация агрессии стран фашистского блока. Антисоветская политика западных
держав – 247. Европейская война 1939–1941 ãã. Военно-политические акции
СССР по укреплению безопасности – 252.
6.2. Начало Великой Отечественной войны советского народа.
Крах блицкрига под Москвой.
Образование антифашистской êîàëèöèè................................ 262
Трагическое начало войны. Организация отпора врагу – 262. Московская битва.
Провал гитлеровского плана «молниеносной войны» – 267. Образование
антифашистской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане, вступление США
во Вторую мировую войну – 268.
6.3. Коренной перелом на советско-германском фронте
и во Второй мировой войне.
Экономическая победа Советского Ñîþçà.............................. 272
Срыв гитлеровского плана глобального наступления летом–осенью 1942 г. Героическая
оборона Сталинграда и Кавказа – 272. Экономическая победа СССР в ходе
войны – 274. Борьба за коренной перелом на советско-германском фронте:
Сталинград, Курск, Киев. Политические маневры вокруг второго фронта в Европе
и «периферийная» стратегия союзников – 277.
8
Стр.4
6.4. Освобождение Европы и разгром Германии. Поражение
и капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.
Историческая роль СССР в разгроме фашизма,
источники Победы .................................................................... 283
Освобождение Европы Красной Армией с востока и англо-американскими союзниками
с запада – 283. Завершение разгрома гитлеровской армии и капитуляция
Германии в поверженном Берлине – 287. Вступление СССР в войну с Японией и ее
капитуляция. Окончание Второй мировой войны – 289. Всемирно-историческое
значение Победы и историческая роль СССР в разгроме фашизма, источники
Победы – 291.
Уроки истории ........................................................................... 295
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 297
Глава 7. СССР в послевоенном мире.
Образование мировой системы социализма,
соревнование и борьба двух систем (1945–1985) .......................... 298
7.1. Основные направления мирового исторического
процесса в послевоенный период. Геополитические условия
развития ÑÑÑÐ. Развертывание холодной войны .................. 299
Основные направления мирового общественного развития и изменения
геополитических условий СССР – 299. Развертывание холодной войны против
СССР и социалистических стран – 305.
7.2. Первые послевоенные пятилетки, второй этап
индустриализации на основе НТР.
Достижения и противоречия советского общества
в послевоенное десятилетие ..................................................... 308
Восстановление народного хозяйства и второй этап индустриализации СССР
на базе НТР – 309. Социальное развитие и общественно-политическая жизнь в
послевоенное десятилетие – 313. Противоречия советского общества в середине
50-õ годов – 317.
7.3. Развитие советского общества в 1953–1970 ãã.:
либерализация общественной жизни, экономические
ðåôîðìû, выход на передовые рубежи НТП .......................... 318
Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева. Экономические реформы А.Н. Косыгина
– 319. Достижение лидерства СССР в ведущих областях НТП и высокие
темпы роста экономики – 323. Социальное развитие советского общества
во второй половине 50-õ и в 60-å годы – 325. Итоги развития советского общества
за 25 послевоенных лет – 329.
7.4. Советское общество в условиях технологической
революции и усиления холодной войны (1971–1984 ãã.):
снижение темпов роста экономики и обострение
противоречий ............................................................................. 330
9
Стр.5
Мировые общественные процессы в 70-х – первой половине 80-х годов, усиление
холодной войны – 330. Тенденции экономического развития советского общества
в 70-å – в начале 80-õ годов – 338. Социальное развитие и общественные противоречия
начала 80-õ годов – 344.
Уроки истории ........................................................................... 350
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 352
Глава 8. Разрушение СССР.
Начало нового этапа истории России.
Мировое сообщество на рубеже веков (1985–2010) ..................... 353
8.1. Перестройка Горбачева, общественно-политический
кризис и разрушение ÑÑÑÐ...................................................... 353
Сущность и этапы перестройки – 353. Формирование экономического и общественно-политического
кризиса в СССР – 360. Государственный переворот 1991 ã.
и разрушение СССР – 364.
8.2. Начало нового этапа российской истории.
Государственный переворот 1993 г., образование
Российской Федерации. Углубление кризиса ......................... 368
Изменение геополитического положения России – 368. Форсированная реставрация
капитализма в РСФСР и государственный переворот 1993 г. – 369. Образование
Российской Федерации. Углубление кризиса – 376. Итоги реставрации капитализма
в 2000 ã. – 379.
8.3. Россия и мир в начале XXI â. ............................................ 381
Тенденции общественного развития России в начале XXI в. – 382.
8.4. Мировое сообщество в начале XXI â.
Закономерности исторического процесса
и их проявление на рубеже тысячелетий ................................. 386
Мировые общественные процессы на рубеже веков – 386. Основные противоречия
в мировом сообществе в начале XXI в., кризис мировой капиталистической системы
– 389. Закономерности исторического процесса и их проявление на рубеже
тысячелетий – 395.
Контрольные âîïðîñû.................................................................... 399
Çàêëþ÷åíèå...................................................................................... 400
Литература и èñòî÷íèêè................................................................. 403
10
Стр.6
К ЧИТАТЕЛЮ
У вас в руках, уважаемый читатель, новая книга по отечественной
истории. Она примечательна тем, что в ней дается анализ опыта
истории, обращенный к познанию современности и тенденций
дальнейшего общественного развития. Это отражено в подзаголовке
книги: «Общие закономерности и особенности развития России в
мировом историческом процессе. Уроки истории», а во Введении выделен
раздел «Историческая наука в познании современности».
Такой подход к историческому познанию знаменателен. Он отвечает
вызовам времени начала XXI в. к российскому обществу, находящемуся
на историческом переломе своего развития. Объективные процессы интернационализации
общественной жизни, получившие в конце XX в.
название глобализации, остро поставили вопросы о месте России в
меняющемся мире, путях ее развития в системе формирующихся общественных
отношений, сохранения и развития уникальных черт
российской цивилизации и русской культуры в новых исторических
условиях. Ответы на них не могут быть получены без глубокого
осмысления истории – реальной практики общественной жизни.
Книга доктора исторических наук, профессора, действительного
члена Академии военных наук Российской Федерации Л.И. Ольштынского
делает серьезный шаг в этом направлении. Обладая широким
кругозором и глубокими знаниями методологии исторического
анализа, автор дает общую картину развития мирового исторического
процесса с древних времен до наших дней, высвечивая в нем
подробно этапы российской истории, анализируя уроки, вытекающие
из событий прошлого для современников XXI в. Это особенно
важно для студентов вузов – будущего российской интеллигенции,
строителей новой России. Ведь одна из самых примечательных черт
настоящего интеллектуала XXI в. – знание истории своего Отечества
и ответственность за его судьбу.
11
Стр.7
Книга примечательна еще и тем, что это первое учебное пособие
по отечественной истории для студентов, обучающихся уже в новой,
двухуровневой системе высшего образования, устанавливаемой в
России в соответствии с болонскими соглашениями о единых европейских
образовательных стандартах (бакалавра и магистра). Автор
исходит из необходимости дать современному российскому бакалавру
широкие знания по отечественной и всеобщей истории в их взаимосвязи,
позволяющие ориентироваться в основных событиях мирового
исторического процесса и глубоко познать российскую историю,
развитие и достижения российской цивилизации и русской
культуры, формируя патриотизм и гражданственность в сочетании
с уважением истории и культуры других народов.
Книга, несомненно, представит интерес и для любознательного
юноши, и для человека зрелого возраста, для студента и преподавателя,
для всех, кто интересуется историей и кого волнует будущее
России.
С уважением,
Â.Ñ. Ïîðîõíÿ,
доктор исторических наук, профессор
директор Межвузовского центра
по историческому образованию
в технических вузах Российской Федерации
12
Стр.8
Определяя задачи и направления
своей деятельности, каждый из нас должен
быть хоть немного историком, чтобы
стать сознательно и добросовестно
действующим гражданином.
В.П. Ключевский
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отечественная история является одной из ведущих дисциплин в
системе гуманитарной подготовки бакалавров. Изучаемый курс истории
завершает на более высоком научном уровне историческое
образование, полученное в средней школе. Опираясь на знание фактологического
материала по школьной программе, он носит обобщающий,
историко-аналитический характер, традиционный в работах
классиков отечественной историографии – С.М.Соловьева,
В.О. Ключевского и др.
Цель изучения – получить целостные научные знания о развитии
российского общества с древнейших времен до наших дней в контексте
мирового исторического процесса.
Изложение отечественной истории во взаимосвязи с ходом мирового
исторического процесса дает возможность познать как общие
закономерности, свойственные большинству народов, так и особенности
развития российского общества, понять уникальный характер
российской цивилизации и ее вклад в мировую историю. Знание истории
своего народа, ее героических и трагических страниц формирует
национальное самосознание и патриотизм – исконные качества
российской интеллигенции, особо важные на современном изломе
общественной жизни.
Выдающийся русский мыслитель и общественный деятель
А.И. Герцен в середине ХIХ в. писал: «Полнее сознавая прошедшее,
мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, – раскрываем
смысл будущего». История как область знаний о прошлой
общественной жизни является фундаментом наук об обществе, основой
научной теории общественного развития. На исторической
13
Стр.9
Предисловие
неграмотности спекулируют идеологическими мифами, создаваемыми
в политических целях. Знание же истории позволяет определить
свою гражданскую позицию на научно-исторической и нравственной
основе. В грозовые годы начала ХХ в. классик русской историографии
В.О. Ключевский на лекциях говорил студентам: «Определяя
задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен
быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно
действующим Гражданином». В этом также одно из главных
назначений нашего курса.
Система подготовки бакалавров, которая вводится в высших учебных
заведениях, выдвигает новые требования к учебному процессу,
и поколение интеллигенции ХХI в. нуждается в новой учебной литературе.
Современному студенту, уже привыкшему к работе на компьютере,
в Интернете, необходимо давать информацию в сжатом
виде, в лаконичной форме, с четкой логической структурой. Данное
пособие, не заменяя разносторонней учебной работы, не подменяя
фундаментальных учебников и исторических трудов, дает краткое
изложение основных вопросов программы в компактной форме,
выделяя научный каркас современного исторического знания по
сквозным темам изучения.
Пособие подготовлено на основе учебников и ряда последних исторических
трудов, указанных в списке литературы и источников.
Каждая глава завершается уроками истории данного периода. Главы
и разделы содержат программные вопросы, которые могут быть
использованы для лекционного курса, планов семинаров, контрольных
работ и тестирования при проведении текущего контроля
в ходе учебного процесса.
14
Стр.10