454-92-92, 454-74-58; факс: (495)454-31-66
E-mail:box@mgiit.ru, http://www.mgiit.ru
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТУРИНДУСТРИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
Москва 2012
Методические указания составлены на основании ФГОС ВПО, рабочего учебного плана и
учебной программы МГИИТ на кафедре «Экономика туриндустрии»
(наименование кафедры)
факультета
«Экономика и управление»
(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)
Составитель учебно-методических материалов
Мишин Юрий Владимирович д.э.н., проф., профессор кафедры экономики
туриндустрии,
(фамилия, имя отчество)
(должность, ученое звание, степень)
2
Методические указания разработаны в соответствии с учебным планом
и программой обучения по направлению подготовки «Экономика». <...> В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать:
- цели, объекты и субъекты предпринимательства, специфику внутренней
и внешней среды предпринимательской деятельности;
-специфические особенности различных организационно-правовых форм
ведения предпринимательской деятельности;
-многообразие предпринимательских идей, типы предпринимательских
решений;
-особенности внутрифирменного предпринимательства;
-основы формирования оптимальной структуры предпринимательской
деятельности и методы ее оценки деятельности;
-порядок разработки и содержание разделов бизнес-плана;
3
уметь:
-формулировать идею предпринимательства, выявлять перспективные
рынки сбыта продукции (услуг);
-устанавливать производственно-коммерческие контакты с поставщиками
материально-технических ресурсов;
-разрабатывать план предпринимательской деятельности, прогнозировать
её развитие и обеспечивать конкурентоспособность;
-определять и оценивать уровень предпринимательских рисков;
владеть:
-методами оценки остроты конкуренции между товаропроизводителями
на товарных <...>
Организация_предпринимательской_деятельности_.pdf
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)
Кронштадтский б-р, д. 43А, Москва, Россия, 125499, тел.: (495) 454-92-92, 454-74-58; факс: (495)454-31-66
E-mail:box@mgiit.ru, http://www.mgiit.ru
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТУРИНДУСТРИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
Москва 2012
Стр.1
Методические указания составлены на основании ФГОС ВПО, рабочего учебного плана и
учебной программы МГИИТ на кафедре «Экономика туриндустрии»
(наименование кафедры)
факультета
«Экономика и управление»
(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)
Составитель учебно-методических материалов
Мишин Юрий Владимирович д.э.н., проф., профессор кафедры экономики
туриндустрии,
(фамилия, имя отчество)
(должность, ученое звание, степень)
2
Стр.2
Методические указания разработаны в соответствии с учебным планом
и программой обучения по направлению подготовки «Экономика».
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы научить
бакалавра основам организации и планирования предпринимательской
деятельности в соответствии с реальным спросом потребителей на конечную
продукцию (услуги).
Основными задачами изучения дисциплины являются овладение
методами:
-прогнозирования и обоснования эффективности предпринимательской
деятельности;
-поиска идеи предпринимательства;
-планирования и анализа предпринимательской деятельности;
-управления персоналом;
-выбора надёжных поставщиков сырья и материалов, потребителей
продукции и услуг.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать:
- цели, объекты и субъекты предпринимательства, специфику внутренней
и внешней среды предпринимательской деятельности;
-специфические особенности различных организационно-правовых форм
ведения предпринимательской деятельности;
-многообразие предпринимательских идей, типы предпринимательских
решений;
-особенности внутрифирменного предпринимательства;
-основы формирования оптимальной структуры предпринимательской
деятельности и методы ее оценки деятельности;
-порядок разработки и содержание разделов бизнес-плана;
3
Стр.3
уметь:
-формулировать идею предпринимательства, выявлять перспективные
рынки сбыта продукции (услуг);
-устанавливать производственно-коммерческие контакты с поставщиками
материально-технических ресурсов;
-разрабатывать план предпринимательской деятельности, прогнозировать
её развитие и обеспечивать конкурентоспособность;
-определять и оценивать уровень предпринимательских рисков;
владеть:
-методами оценки остроты конкуренции между товаропроизводителями
на товарных рынках;
- методами построения моделей жизненного цикла товаров;
-методами расчета коммерческой (финансовой) и бюджетной
эффективности инвестиционных проектов.
Организация предпринимательской деятельности основывается на
знаниях экономической теории, хозяйственного права, производственного и
финансового менеджмента, а также специфики и законов рыночной
экономки.
В процессе изучение данной дисциплины должны быть сформированы
следующие компетенции:
ПК - 11 –способность организовывать деятельность малой группы,
созданной для реализации конкретного экономического проекта;
ПК-13 – способность критически оценивать предлагаемые варианты
управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их
улучшению с учетом критериев социально-экономической эффективности,
имеющихся рисков и возможных социально-экономических последствий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
4
Стр.4
Методика преподавания строится на основе рационального сочетания
теоретического обучения (лекций) и самостоятельного изучения бакалаврами
учебной дисциплины.
Предпринимательство
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности
-
основа рыночной экономики. Содержание
предпринимательской деятельности, ее цели, объекты и субъекты. Анализ рынка; оценка
спроса и предложения и конкурентоспособности; выбор целевого сегмента,
позиционирование товара, анализ внутренней и внешней среды.
Рыночная стратегия предпринимательства. Оценка конкурентных преимуществ,
методы и направления её сохранения и повышения.
Тема 2. Особенности организации хозяйствующих субъектов различных форм
собственности и корпоративных структур.
Основные цели, задачи и виды коммерческих предприятий по формам
собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,
государственные унитарные предприятия, корпоративные структуры (холдинги, ФПГ,
концерны, корпорации, консорциумы, ассоциации и союзы). Внутрифирменное
планирование: сущность. Цели, качественные характеристики. Особенности
внутрифирменного планирования и условия рынка: система показателей, методы их
расчёта в условиях рыночной конкуренции и предпринимательства. Прогнозирование
целей, направлений, объёмов и источников финансирования предпринимательства.
Тема 3. Управление предпринимательской деятельностью, принятие
предпринимательского решения: типы предпринимательских решений и
экономические методы принятия предпринимательских решений.
Организация и функции управления. Организационная структура управления.
Управление производством и маркетингом. Типы управления производством. Выбор
управленческих стратегий. Управление маркетингом. Управление нововведениями.
Методы управления. Участие персонала в управлении предпринимательской
деятельностью.
Тема 4. Предпринимательские риски.
качественного анализа предпринимательских рисков. Основные методы количественного
анализа предпринимательских рисков. Риски на макроэкономическом
микроэкономическом уровнях. Методы
Сущность предпринимательских рисков. Соотношение количественного и
и
снижения предпринимательских рисков.
Диверсификация, страхование, хеджирование и др.
Тема 5. Нелегальная экономика.
Цена подчинения закону. Методы определения размеров нелегальной экономики:
монетарный, баланса расходов и доходов, анализа занятости, технологических
5
Стр.5