А.Т.Цветкова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
(На материале средних профессионально-технических учебных
заведений)
Москва
“Прометей”
1999
ББК 74.262.22
Ц 27
УДК 372.853
Рекомендовано к опубликованию
кафедрой методики преподавания физики МПГУ и кафедрой акмеологии
Шуйского госпедуниверситета
Цветкова А.Т. <...> Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике. <...> В монографии рассматривается путь воспитания мотивации учебной деятельности
посредством формирования мотивационно-самоорганизационных состояний, адекватных элементам структуры деятельности ученика. <...> Представлены обоснованная концепция и педагогическая технология обеспечения мотивационной стороны урока физики в
среднем профессионально-техническом училище на трех различных уровнях (по степени самоорганизации учащихся). <...> Автор предлагает последовательность усложняющихся педагогических задач и средства их реализации – широкий спектр проверенных на практике методических приемов
управления мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся: вниманием,
ориентировкой в деятельности, целеполаганием, самоконтролем, самооценкой, а также
– критерии их сформированности. <...> Изучение удачного (продуктивного) опыта и состояния преподавания физики в
массовой практике под углом зрения предмета исследования позволило выявить
следующее: преподаватели, решая в определенной степени задачи возбуждения непроизвольных мотивационных состояний (привлечение внимания, сообщение информации о физических знаниях и др.), часто не справляются с решением более
сложных педагогических задач: как актуализировать произвольные мотивационные
состояния, поддерживать их на протяжении всего урока. <...> Все вышесказанное определяет актуальность и практическую значимость проблемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся в процессе <...>
Методика_формирования_мотивации_и_самоорганизации_учебной_деятельности_в_процессе_обучения_физике._(На_материале_средних_профессионально-технических_учебных_заведений).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
А.Т.Цветкова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
(На материале средних профессионально-технических учебных
заведений)
Москва
“Прометей”
1999
Стр.1
ББК 74.262.22
Ц 27
УДК 372.853
Рекомендовано к опубликованию
кафедрой методики преподавания физики
МПГУ и кафедрой акмеологии
Шуйского госпедуниверситета
Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации
учебной деятельности в процессе обучения физике. (На материале
средних профессионально-технических учебных заведений):
Монография.–М.: Прометей, 1999.- 135 с.
Библиография: 256 наименований.
Приложений: 13.
В монографии рассматривается путь воспитания мотивации учебной деятельности
посредством формирования мотивационно-самоорганизационных состояний, адекватных
элементам структуры деятельности ученика. Представлены обоснованная концепция
и педагогическая технология обеспечения мотивационной стороны урока физики в
среднем профессионально-техническом училище на трех различных уровнях (по степени
самоорганизации учащихся).
Автор предлагает последовательность усложняющихся педагогических задач и средства
их реализации – широкий спектр проверенных на практике методических приемов
управления мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся: вниманием,
ориентировкой в деятельности, целеполаганием, самоконтролем, самооценкой, а также
– критерии их сформированности.
Показаны диагностические методики для фиксирования дискретно-качественного и
процессуально-количественного компонентов мотивации.
Книга адресована преподавателям и студентам физико-математических факультетов
педагогических вузов; ученым, работающим в области психологии, теории и методики
обучения физике; учителям физики; руководителям средних учебных заведений и отделов
образования.
Рецензенты:
Глазунов А.Т. – доктор педагогических наук, профессор.
Каменецкий С.Е. – доктор педагогических наук, профессор.
ISBN 5-7042-0941-6
2
Стр.2