А.А. Ширинян, А.В. Иванов
Современная подготовка
спортсмена-ориентировщика
Москва
2010
УДК 796/799
ББК 75.729
Ш64
Ширинян А. А., Иванов А. В. <...> ISBN 978-5-9718-0465-9
В книге доступным языком излагаются основы современной подготовки в спортивном ориентировании. <...> ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
От авторов
Посвящается молодому поколению,
желающему глубже познать мир спортивного ориентирования. <...> Автор более 100 спортивных карт, в том числе карт для чемпионатов мира среди военных (СИЗМ) (1996 – Россия, г. Санкт-Петербург, 2001 – Португалия), чемпионата мира среди юниоров (2002 – Испания). <...> 4
Структура технико-тактической подготовленности
ориентировщиков
Ориентирование – комплексный вид спорта, в котором техническое мастерство играет определяющую роль в достижении результата. <...> Проще говоря, если ориентировщик может пробежать какую-то определенную трассу за 60 минут, при условии, что
она будет размечена от старта до финиша, и он не будет не только не совершать технических ошибок, но и вообще тратить время на ориентирование, то в соревновательных условиях он пробежит
ее медленнее, причем, чем выше его техническая подготовленность, тем ближе к максимально возможному будет его конечный результат. <...> Достаточно лишь
пробежать 40-50 дистанций ориентирования за сезон, и происходит накопление соревновательного опыта, приходит понимание того, что представляет собой карта, что и как на ней изображено, появляется уверенность в обращении компасом, в выдерживании заданного направления и оценки
пройденного расстояния. <...> К разделу тактики относятся, прежде всего, выбор пути, тактическое планирование этапа, а также регулирование
скорости бега и специфические тактические действия в различных соревновательных ситуациях,
например, в эстафете, в зависимости от того, как складывается борьба с командой соперника на
том или ином этапе эстафеты. <...> В 1933
году шведский ориентировщик Гуннар Тилландер разработал принципиально новую модель компаса <...>
Современная_подготовка_спортсмена-ориентировщика.pdf
А.А. Ширинян, А.В. Иванов
Современная подготовка
спортсмена-ориентировщика
Москва
0
Стр.1
УДК 796/799
ББК 75.729
Ш64
Ширинян А.А., Иванов А.В.
Ш64 Современная подготовка спортсмена-ориентировщика [Текст] : учебно-методическое
пособие / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2022. – 112 с., илл.
ISBN 978-5-00129-273-9
В книге доступным языком излагаются основы современной подготовки в спортивном ориентировании.
Авторы, обладая огромным опытом теоретической, исследовательской, педагогической и организационной
деятельности в спорте, поставили перед собой цель описать те основополагающие принципы и идеи,
осмысление которых поможет спортсменам и их тренерам в построении грамотного и последовательного
индивидуального тренировочного процесса.
Предназначена для всех спортсменов и тренеров независимо от квалификации и уровня притязаний.
Наиболее интересна она для спортивной молодежи, стремящейся к серьезным спортивным достижениям.
УДК 796/799
ББК 75.729
Подписано в печать 30.03.2022 г.
Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 14,0. Усл. печ. л. 7,0. Тираж 1000 экз.
ООО Торговый дом «Советский спорт».
115193, г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, д.15, стр.1
Тел. (495) 139-80-81. E-mail: izdat@kolos-s.com.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
©А. А. Ширинян, А. В. Иванов, 2010
© Оформление. ООО Торговый дом «Советский спорт», 2022
ISBN 978-5-00129-273-9
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Структура технико-тактической подготовленности
ориентировщиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. Техника ориентирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1.1. Обращение с компасом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1.2. Обращение с картой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.1.3. Легенды КП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.1.4. Отметка на КП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2.1. Условные знаки – азбука ориентировщика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.2.2. Сличение карты с местностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
1.2.3. Пространственное ориентирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.2.4. Бег в заданном направлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.2.5. Определение или оценка пройденного расстояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
1.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3.1. Ориентирование с помощью чтения карты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3.2. Разновидности технического приема
«ориентирование с помощью чтения карты» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
1.3.3. «Точное» и «грубое» чтение карты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
1.3.4. Ориентирование с помощью бега по направлению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
2. Тактика ориентирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.1. ВЫБОР ВАРИАНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.1.1. Учет проходимости при выборе варианта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.1.2. Влияние рельефа на скорость бега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.1.3. Практические рекомендации по выбору варианта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.1.4. Критерии выбора пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
2.1.5. Алгоритмы выбора вариантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
2.2. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
2.3. ТАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
2.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ БЕГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
2.5. ТАКТИКА ПРОХОЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДИСТАНЦИИ . . . . . . . . .45
2.5.1. Начало дистанции. Тактика взятия «первого КП» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
2.5.2. «Ключевые» этапы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
2.5.3. Заключительная часть дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
2.6. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В КОНКРЕТНЫХ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.6.1. Ситуации, требующие повышенной степени риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.6.2. Ситуации, требующие высокой степени надежности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.7. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ . . .47
110
Стр.110
3. Упражнения по обучению технике и тактике
ориентирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
3.1. УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИЕНТИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
3.1.1. Уровень 1. Упражнения в помещении и упражнения на местности
в группе под руководством тренера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
3.1.2. Уровень 2. Ориентирование вдоль дорог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
3.1.3. Уровень 3. Ориентирование вдоль линейных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
3.1.4. Уровень 4. Передвижение в заданном направлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
3.1.5. Уровень 5. Ориентирование на простой местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
3.1.6. Уровень 6. Ориентирование на сложной местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.2. УПРАЖНЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
3.2.1. Упражнения по специально подготовленным картам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
3.2.2. Упражнения для самостоятельной тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
3.2.3. Упражнения в группе, игры на местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
3.2.4. Тактические тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
3.2.5. Тренировки «по памяти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
3.2.6. Тест на технику ориентирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
4. Физическая подготовка ориентировщиков . . . . . . . . . . .69
4.1. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
4.1.1. Общая характеристика нагрузок различной интенсивности. . . . . . . . . . . . . .70
4.1.2. Тренировочный эффект нагрузок в различных зонах интенсивности . . . . . . .74
4.1.3. Содержание тренировочных программ по развитию выносливости . . . . . . . .81
4.1.4. Параметры соревновательной нагрузки в ориентировании . . . . . . . . . . . . . . .84
4.1.5.Тест со ступенчато-возрастающей нагрузкой для определения
индивидуальных физиологических параметров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
4.2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
4.2.1. Виды проявления силовых способностей и упражнения для их развития . . . .89
4.2.2. Планирование силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
4.2.3. Контроль развития силовых способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
4.3. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ . . . . . . .95
4.3.1. Техника «гладкого» бега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
4.3.2. Техника бега по местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
4.3.3. Развитие координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
4.3.4. Планирование и контроль развития координационных способностей . . . . .103
4.3.5. Тест на эффективность бега по грунту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
4.3.6. Моторная оперативность – быстрота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
4.3.7. Гибкость, подвижность, уход за мышцами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
111
Стр.111