Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления (286,00 руб.)

0   0
Первый авторЗагайнов Рудольф
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц117
ID187008
АннотацияУспех в спорте высших достижений во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований. Проблемам психолого-педагогической организации процесса преодоления кризисных ситуаций в спорте и роли спортивного психолога в этом процессе посвящена данная монография.
Кому рекомендованоДля специалистов-психологов, тренеров, спортсменов, а также всех тех, кто входит в группу психологической поддержки на пути к победным вершинам.
ISBN978-5-9718-0483-3
УДК159.9
ББК88.4
Загайнов, Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления : [монография] / Р. Загайнов .— Москва : Советский спорт, 2010 .— 117 с. — ISBN 978-5-9718-0483-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/187008 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ББК 88.4 З-14 ОГЛАВЛЕНИЕ Загайнов Рудольф З-14 Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Текст] : монография / Р. М. Загайнов. <...> ISBN 978-5-9718-0483-3 Успех в спорте высших достижений во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований. <...> Практические советы и предостережения психологу ........ © Загайнов Р. М., 2010 © Оформление. <...> Предлагаемая вашему вниманию книга доктора психологических наук, профессора Рудольфа Загайнова представляет собой почти дословное изложение его докторской диссертации, защищенной еще в 1992 году и известной лишь узкому кругу специалистов. <...> В мире спорта, как в России, так и за рубежом, имя Рудольфа Максимовича Загайнова хорошо известно. <...> Это доказано успешной 40-летней практикой Рудольфа Максимовича в спорте высших достижений. <...> В процессе завершения – сборник лекций «Личность и деятельность практического психолога». <...> Итак, предлагаю вниманию моих доброжелателей и оппонентов монографию-исследование на тему: «Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления». <...> Как модель такой деятельности вполне может рассматриваться деятельность спортивная, в частности, такой ее раздел, как спорт высших достижений, успех в котором во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований, в частности – международных. <...> К тому же в педагогике и психологии спорта система воспитания ограничивается в основном самыми общими рекомендациями, главным образом, в адрес юношеского спорта и не затрагивает проблемы воспитания взрослого, сложившегося спортсмена. <...> Такая подсистема, как «спорт высших достижений», характеризуется целым комплексом неповторимых особенностей: исключительной значимостью результата соревнований (особенно международных), ответственностью за результат и качество деятельности перед обществом, командой, тренером <...>
Кризисные_ситуации_в_спорте_и_психология_их_преодоления.pdf
Стр.1
ББК 88.4 З-14 ОГЛАВЛЕНИЕ Загайнов Рудольф З-14 Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Текст] : монография / Р. М. Загайнов. – М. : Советский спорт, 2010. – 232 с. : ил. ISBN 978-5-9718-0483-3 Успех в спорте высших достижений во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований. Проблемам психолого-педагогической организации процесса преодоления кризисных ситуаций в спорте и роли спортивного психолога в этом процессе посвящена данная монография. Для специалистов-психологов, тренеров, спортсменов, а также всех тех, кто входит в группу психологической поддержки на пути к победным вершинам. ББК 88.4 От издательства ............................................................................................. 4 Предисловие автора ..................................................................................... 6 Введение ........................................................................................................... 8 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ .................................................................................................... 15 1.1. Кризисные ситуации в жизни и деятельности человека, условия их преодоления ............................................................... 17 1.2. Спорт как модель исследования кризисных ситуаций ..... 43 1.3. Методы изучения процесса преодоления кризисных ситуаций в спорте ........................................................................... 51 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТЕ ............................................................................ 67 2.1. Характеристика кризисных ситуаций в жизненном цикле спортсмена-чемпиона ....................................................... 69 2.2. Исследование личностных особенностей спортсменовчемпионов .......................................................................................... 99 2.3. Анализ и систематизация индивидуального опыта преодоления кризисных ситуаций спортсменомчемпионом (стихийное преодоление) ..................................... 120 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТЕ ........................................... 152 3.1. Основные задачи «организованного» преодоления кризисных ситуаций и пути их решения ................................ 153 3.2. Роль психолога в обеспечении процесса преодоления кризисных ситуаций и особенности его практической деятельности ..................................................................................... 177 3.3. «Образ» психолога и его практическое значение ................ 194 3.4. Практические советы и предостережения психологу ........ 198 ISBN 978-5-9718-0483-3 2 © Загайнов Р. М., 2010 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2010 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 206 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................ 214 3
Стр.2
Еще одним побудительным мотивом для публикации стал язык изложения материала диссертации, отличающийся доступностью для понимания, лаконичностью, предельной логикой, что вообще крайне редко встречается в научных работах по психологии и педагогике. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Уважаемые читатели! Предлагаемая вашему вниманию книга доктора психологических наук, профессора Рудольфа Загайнова представляет собой почти дословное изложение его докторской диссертации, защищенной еще в 1992 году и известной лишь узкому кругу специалистов. В мире спорта, как в России, так и за рубежом, имя Рудольфа Максимовича Загайнова хорошо известно. На протяжении 40 лет он работает со спортсменами высшей квалификации, оказывая им психологическую поддержку. Его подопечными в разное время были такие выдающиеся атлеты, как Сергей Бубка, Алексей Ягудин, Елена Водорезова, чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе и др. – всего 19 олимпийских чемпионов, 39 – чемпионов мира. Личность и практическая деятельность Р.М. Загайнова вызывают неоднозначные оценки как со стороны коллегпсихологов, так и среди тренеров, спортсменов. Однако вряд ли можно отрицать его неординарность, незаурядность как высокопрофессионального специалиста, ученого, публициста… Это доказано успешной 40-летней практикой Рудольфа Максимовича в спорте высших достижений. Издательство и автор посчитали возможным опубликовать этот исследовательский труд почти без изменений, так как его научная и практическая ценность не утратила своей актуальности и значимости и сейчас, 20 лет спустя. В отечественной спортивной науке этим проблемам не уделяется должного внимания, хотя роль спортивного психолога в современной системе подготовки спортсмена-чемпиона все более возрастает. Это хорошо понимают наши соперники за рубежом, где служба психологической поддержки находится на очень высоком уровне. 4 5 Представляя на суд читателю данную книгу, мы надеемся, что она послужит хорошим подспорьем нашим специалистам, тренерам и спортсменам в подготовке к предстоящим Играм XXX Олимпиады в г. Лондоне, а главное – станет одним из залогов будущих побед российских олимпийцев на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Практическая психология это и есть жизнь – с секунды пробуждения до прощальной молитвы уходящего дня. Именно – с пробуждения, чтобы за минуту-две-три до перехода в вертикальное положение и до встречи с людьми ты безошибочно верно настроил себя на... свою жизнь, что бы ни было с тобой этой ночью в твоих снах и мыслях. А перед сном, в заключающие твой день минуты, порой непростые и длительные, ты прощаешься со всем тем, что делал и пережил сегодня, оцениваешь себя и почти всегда собой недоволен. И, уже закрыв глаза, даешь себе слово завтра все исправить, быть завтра другим, много лучше, чем сегодня, делать все свои дела, а главное – относиться к людям. Только так можно успокоить свою совесть и получить право на болееменее качественный сон, желательно без сновидений. Это был 1992 год. Позади двадцать три года психологической практики, и вот он – не столь долгожданный, сколь необходимый перерыв. Да, было необходимо остановиться (навсегда или на время – покажет жизнь), оглянуться на все, что пришлось пережить, просмотреть, и очень внимательно, тысячи страниц своих дневников, протоколов всевозможных опросов, осмыслить все и обобщить в виде теории. Свое исследование я вел не в тиши научной лаборатории и своего личного кабинета. Все двадцать три года до того, а сегодня – ровно сорок лет я делал это, не отходя от своего рабочего места, – в раздевалках, где мои спортсмены готовились к бою, непосредственно около борцовского ковра, боксерского ринга, в зрительном зале у шахматной сцены, на скамейке запасных у кромки футбольного поля. На обобщение моего опыта в виде научной монографии ушло двенадцать лет. От первого до последнего слова все написано моей рукой, и, чем ближе дело было к финишу, тем уверенность моя в успешности защиты возрастала. И, хотя на мою 6 7 защиту явилась целая группа так называемых «традиционных» психологов с целью завалить меня, я, помню, не дрогнул. Я вдруг ощутил, что за мной, буквально за моей спиной выстроились мои любимые спортсмены, кто не способен предать меня – и Виктор Корчной, и Гарри Каспаров, и Сергей Бубка, и Нона Гаприндашвиди – и все другие непобедимые (!), кого я тогда опекал. В этот вечер проиграть я не мог, не имел права. Нервы они мне все-таки потрепали, но ученый совет проголосовал единогласно. Но я понял, вернее – почувствовал в тот вечер, что оставаться только практиком нельзя. Слишком много пережил я в спорте, а еще больше «сопережил» рядом со спортсменом, узнал, чего стоит эта победа в большом спорте и чем необходимо пожертвовать ради нее. Цена за победу – какова она; стоит ли ради нее губить здоровье, отдавать спорту целые годы жизни, а иногда – и саму жизнь? Мой долг, сказал я тогда себе, объяснить все это людям, и после защиты докторской диссертации я сел за лекции и за книги. Вышли в свет мои монографии: «Проклятие профессии» (2001), «Ради чего» (2005), «Психологическое мастерство тренера и спортсмена» (2006). В процессе завершения – сборник лекций «Личность и деятельность практического психолога». Но по-прежнему я занят своей практической деятельностью. Как психолог олимпийской сборной России работал на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002), в Афинах (2004), в Турине (2006), а также на чемпионатах мира и Европы по различным видам спорта. Всего сотрудничал со спортсменами в сорока шести видах спорта, пополняя таким образом запас моих знаний о большом спорте, а главное, о людях, их переживаниях, о той цене, которую платят они за свои победы, а тем более – за поражения. Всем им я сердечно благодарен за нашу совместную работу и дружбу. Им я посвящаю эту книгу. Итак, предлагаю вниманию моих доброжелателей и оппонентов монографию-исследование на тему: «Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления».
Стр.4