ББК 88.4
З-14
ОГЛАВЛЕНИЕ
Загайнов Рудольф
З-14
Кризисные ситуации в спорте и психология их
преодоления [Текст] : монография / Р. М. Загайнов. – М. :
Советский спорт, 2010. – 232 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0483-3
Успех в спорте высших достижений во многом зависит от
умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно
в экстремальных условиях официальных соревнований.
Проблемам психолого-педагогической организации процесса
преодоления кризисных ситуаций в спорте и роли спортивного
психолога в этом процессе посвящена данная монография.
Для специалистов-психологов, тренеров, спортсменов,
а также всех тех, кто входит в группу психологической поддержки
на пути к победным вершинам.
ББК 88.4
От издательства ............................................................................................. 4
Предисловие автора ..................................................................................... 6
Введение ........................................................................................................... 8
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ
СИТУАЦИЙ .................................................................................................... 15
1.1. Кризисные ситуации в жизни и деятельности человека,
условия их преодоления ............................................................... 17
1.2. Спорт как модель исследования кризисных ситуаций ..... 43
1.3. Методы изучения процесса преодоления кризисных
ситуаций в спорте ........................................................................... 51
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ
СИТУАЦИЙ В СПОРТЕ ............................................................................ 67
2.1. Характеристика кризисных ситуаций в жизненном
цикле спортсмена-чемпиона ....................................................... 69
2.2. Исследование личностных особенностей спортсменовчемпионов
..........................................................................................
99
2.3. Анализ и систематизация индивидуального опыта
преодоления кризисных ситуаций спортсменомчемпионом
(стихийное преодоление) ..................................... 120
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ
КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТЕ ........................................... 152
3.1. Основные задачи «организованного» преодоления
кризисных ситуаций и пути их решения ................................ 153
3.2. Роль психолога в обеспечении процесса преодоления
кризисных ситуаций и особенности его практической
деятельности ..................................................................................... 177
3.3. «Образ» психолога и его практическое значение ................ 194
3.4. Практические советы и предостережения психологу ........ 198
ISBN 978-5-9718-0483-3
2
© Загайнов Р. М., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 206
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................ 214
3
Стр.2
Еще одним побудительным мотивом для публикации стал
язык изложения материала диссертации, отличающийся доступностью
для понимания, лаконичностью, предельной логикой,
что вообще крайне редко встречается в научных работах
по психологии и педагогике.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Уважаемые читатели! Предлагаемая вашему вниманию
книга доктора психологических наук, профессора Рудольфа
Загайнова представляет собой почти дословное изложение его
докторской диссертации, защищенной еще в 1992 году и известной
лишь узкому кругу специалистов.
В мире спорта, как в России, так и за рубежом, имя Рудольфа
Максимовича Загайнова хорошо известно. На протяжении
40 лет он работает со спортсменами высшей квалификации,
оказывая им психологическую поддержку. Его подопечными
в разное время были такие выдающиеся атлеты, как
Сергей Бубка, Алексей Ягудин, Елена Водорезова, чемпионы
мира по шахматам Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Нона
Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе и др. – всего 19 олимпийских
чемпионов, 39 – чемпионов мира.
Личность и практическая деятельность Р.М. Загайнова
вызывают неоднозначные оценки как со стороны коллегпсихологов,
так и среди тренеров, спортсменов. Однако вряд
ли можно отрицать его неординарность, незаурядность как
высокопрофессионального специалиста, ученого, публициста…
Это доказано успешной 40-летней практикой Рудольфа
Максимовича в спорте высших достижений.
Издательство и автор посчитали возможным опубликовать
этот исследовательский труд почти без изменений, так как его
научная и практическая ценность не утратила своей актуальности
и значимости и сейчас, 20 лет спустя. В отечественной
спортивной науке этим проблемам не уделяется должного
внимания, хотя роль спортивного психолога в современной
системе подготовки спортсмена-чемпиона все более возрастает.
Это хорошо понимают наши соперники за рубежом, где
служба психологической поддержки находится на очень высоком
уровне.
4
5
Представляя на суд читателю данную книгу, мы надеемся,
что она послужит хорошим подспорьем нашим специалистам,
тренерам и спортсменам в подготовке к предстоящим Играм
XXX Олимпиады в г. Лондоне, а главное – станет одним из залогов
будущих побед российских олимпийцев на XXII Олимпийских
зимних играх 2014 года в г. Сочи.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Практическая психология это и есть жизнь – с секунды
пробуждения до прощальной молитвы уходящего дня. Именно
– с пробуждения, чтобы за минуту-две-три до перехода
в вертикальное положение и до встречи с людьми ты безошибочно
верно настроил себя на... свою жизнь, что бы ни было
с тобой этой ночью в твоих снах и мыслях.
А перед сном, в заключающие твой день минуты, порой непростые
и длительные, ты прощаешься со всем тем, что делал
и пережил сегодня, оцениваешь себя и почти всегда собой
недоволен. И, уже закрыв глаза, даешь себе слово завтра все
исправить, быть завтра другим, много лучше, чем сегодня, делать
все свои дела, а главное – относиться к людям. Только
так можно успокоить свою совесть и получить право на болееменее
качественный сон, желательно без сновидений.
Это был 1992 год. Позади двадцать три года психологической
практики, и вот он – не столь долгожданный, сколь
необходимый перерыв. Да, было необходимо остановиться
(навсегда или на время – покажет жизнь), оглянуться на все,
что пришлось пережить, просмотреть, и очень внимательно,
тысячи страниц своих дневников, протоколов всевозможных
опросов, осмыслить все и обобщить в виде теории.
Свое исследование я вел не в тиши научной лаборатории
и своего личного кабинета. Все двадцать три года до того, а сегодня
– ровно сорок лет я делал это, не отходя от своего рабочего
места, – в раздевалках, где мои спортсмены готовились
к бою, непосредственно около борцовского ковра, боксерского
ринга, в зрительном зале у шахматной сцены, на скамейке запасных
у кромки футбольного поля.
На обобщение моего опыта в виде научной монографии
ушло двенадцать лет. От первого до последнего слова все написано
моей рукой, и, чем ближе дело было к финишу, тем уверенность
моя в успешности защиты возрастала. И, хотя на мою
6
7
защиту явилась целая группа так называемых «традиционных»
психологов с целью завалить меня, я, помню, не дрогнул.
Я вдруг ощутил, что за мной, буквально за моей спиной выстроились
мои любимые спортсмены, кто не способен предать
меня – и Виктор Корчной, и Гарри Каспаров, и Сергей Бубка,
и Нона Гаприндашвиди – и все другие непобедимые (!), кого
я тогда опекал. В этот вечер проиграть я не мог, не имел права.
Нервы они мне все-таки потрепали, но ученый совет проголосовал
единогласно. Но я понял, вернее – почувствовал в
тот вечер, что оставаться только практиком нельзя. Слишком
много пережил я в спорте, а еще больше «сопережил» рядом со
спортсменом, узнал, чего стоит эта победа в большом спорте
и чем необходимо пожертвовать ради нее. Цена за победу –
какова она; стоит ли ради нее губить здоровье, отдавать спорту
целые годы жизни, а иногда – и саму жизнь?
Мой долг, сказал я тогда себе, объяснить все это людям,
и после защиты докторской диссертации я сел за лекции и за
книги. Вышли в свет мои монографии: «Проклятие профессии»
(2001), «Ради чего» (2005), «Психологическое мастерство
тренера и спортсмена» (2006).
В процессе завершения – сборник лекций «Личность и деятельность
практического психолога».
Но по-прежнему я занят своей практической деятельностью.
Как психолог олимпийской сборной России работал
на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002), в Афинах
(2004), в Турине (2006), а также на чемпионатах мира и Европы
по различным видам спорта. Всего сотрудничал со спортсменами
в сорока шести видах спорта, пополняя таким образом запас
моих знаний о большом спорте, а главное, о людях, их переживаниях,
о той цене, которую платят они за свои победы, а тем
более – за поражения. Всем им я сердечно благодарен за нашу
совместную работу и дружбу. Им я посвящаю эту книгу.
Итак, предлагаю вниманию моих доброжелателей и оппонентов
монографию-исследование на тему: «Кризисные ситуации
в спорте и психология их преодоления».
Стр.4