Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика профессионального обучения (110,00 руб.)

0   0
АвторыСавушкин Николай Николаевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц39
ID186567
АннотацияДанное учебное пособие раскрывает основные вопросы методики профессионального обучения. Адресовано слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических учебных заведений, преподавателям и мастерам производственного обучения системы начального и среднего профессионального образования.
ББК74.5я7
Методика профессионального обучения : Учебное пособие / Н.Н. Савушкин .— 2-е изд. — Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 39 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186567 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ СПО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса» <...> Н. Н. Савушкин МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие 2-е издание, дополненное Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 74.5я7 С13 Рецензент – кандидат педагогических наук Н. П. Кувырталова (ТГПУ им. <...> Адресовано слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических учебных заведений, преподавателям и мастерам производственного обучения системы начального и среднего профессионального образования. <...> ББК 74.5я7 Учебное издание Савушкин Николай Николаевич Методика профессионального обучения Учебное пособие 2-е издание, дополненное Корректура – О. Ф. Ермакова. <...> В обучении различают три неразрывно связанные между собой стороны: 1 – учебный предмет или содержание обучения; 2 – деятельность педагога – преподавание; 3 – деятельность обучающихся – учение. <...> 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Понятие «профессиональная образовательная программа (ПрОП) по специальности (профессии)» Содержание – корень «держ» – говорит об оставленном, сохраненном, удержанном; приставка «со» – подчеркивает объединение – удерживаю одно, другое, третье и т.д., которые присоединяются к предыдущему. <...> Содержание профессионального образования и обучения определяется профессиональной образовательной программой по специальности (профессии). <...> ПрОП – это комплект документов, определяющих в соответствии со стандартом содержание образования по профессии (специальности) в учебном заведении, в обязательном порядке содержащий федеральный компонент и компонент образовательного учреждения. <...> Содержание образования и обучения – самые важные компоненты процесса подготовки специалистов (рабочих). <...> Какими бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, насколько бы эффективной ни была технология обучения, если неправильно определены <...>
Методика_профессионального_обучения.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Методика_профессионального_обучения.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ СПО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса» Н. Н. Савушкин МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие 2-е издание, дополненное Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.5я7 С13 Рецензент – кандидат педагогических наук Н. П. Кувырталова (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Савушкин, Н. Н. С13 Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Н. Н. Савушкин. – 2-е изд., доп. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2010. – 44 с. Данное учебное пособие раскрывает основные вопросы методики профессионального обучения. Адресовано слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических учебных заведений, преподавателям и мастерам производственного обучения системы начального и среднего профессионального образования. ББК 74.5я7 Учебное издание Савушкин Николай Николаевич Методика профессионального обучения Учебное пособие 2-е издание, дополненное Корректура – О. Ф. Ермакова. Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова. Художественное оформление – Е. А. Свиридова. Подписано в печать 24.05.2010. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,75. Тираж 100 экз. Заказ 10/005. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. © Н. Н. Савушкин, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет. В. Уорд ВВЕДЕНИЕ Понятие методики преподавания в широком смысле означает науку о закономерностях организации массового процесса обучения. В обучении различают три неразрывно связанные между собой стороны: 1 – учебный предмет или содержание обучения; 2 – деятельность педагога – преподавание; 3 – деятельность обучающихся – учение. Задача методики как науки – исследование закономерностей связи между тремя сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разработка требований к учебному предмету (учебной дисциплине), преподаванию и учению. В узком смысле методика обучения рассматривается как учебная дисциплина. Предметом методики является изучение закономерностей обучения определенному учебному предмету (дисциплине) и установление на их основе нормативных требований к деятельности преподавателя. Другими словами предметом методики является методическая система, имеющая свои составляющие. Методика отвечает на три основных вопроса: зачем? чему? как учить? 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Понятие «профессиональная образовательная программа (ПрОП) по специальности (профессии)» Содержание – корень «держ» – говорит об оставленном, сохраненном, удержанном; приставка «со» – подчеркивает объединение – удерживаю одно, другое, третье и т.д., которые присоединяются к предыдущему. Содержание профессионального образования и обучения определяется профессиональной образовательной программой по специальности (профессии). Термин ПрОП сравнительно недавно вошел в лексикон образовательных учреждений. ПрОП – это комплект документов, определяющих в соответствии со стандартом содержание образования по профессии (специальности) в учебном заведении, в обязательном порядке содержащий федеральный компонент и компонент образовательного учреждения. Содержание образования и обучения – самые важные компоненты процесса подготовки специалистов (рабочих). Какими бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, насколько бы эффективной ни была технология обучения, если неправильно определены содержание образования и содержание обучения, невозможно обеспечить хорошее качество подготовки специалистов (рабочих). Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и содержания обучения – залог успешной подготовки специалистов (рабочих) и высокого уровня образованности выпускников профессиональных учебных заведений. Понятие профессии, специальности и квалификации Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. В сфере образования специальность – это направление подготовки в вузе или ссузе, которое является основным элементом структуры содержания профессионального обучения; – в сфере труда – это особая направленность и специфика содержания труда в профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. Квалификация (лат. qualie – качество): − определение качества чего-либо, оценка чего-либо; 4
Стр.4
труда. − уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду Этот уровень овладения профессией, специальностью определяется разрядами, классами, категориями. Различают ступени квалификации и уровни квалификации. Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования. Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Уровень квалификации (компетентность) определяется следующими критериями: – уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); – диапазон и широта знаний, умений; – способность выполнения специальных работ; – способность рационально организовывать и планировать свою работу; – способность использовать знания в нестандартных ситуациях. Квалифицированный рабочий – это рабочий, получивший специальную подготовку по одной из профессий и выполняющий определенные виды сложных работ, требующих знаний, умений и навыков. Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения производственных функций на сложных по технологии участках работ. Рабочий высокой квалификации обладает широкими общеобразовательными и профессиональными знаниями, навыками и умениями, позволяющими легко ориентироваться в системе нового производства данной отрасли хозяйства, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функции. Специалист – это лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных знаний. Формирование содержания профессиионального образования и обучения Содержание образования – основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. Поскольку образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступивших в нем в результате его собствен5
Стр.5
ной активности, выражающейся в обладании системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированности мировоззрения, развитии качеств личности, творческих сил и способностей, то и содержание образования – это тот заданный (желанный) результат, который формируется в требованиях к выпускнику учебного заведения. Требования к выпускнику учебного заведения определяются Государственным образовательным стандартом по специальности (профессии). Они выражаются в виде: 1) общих требований к образованности выпускника; 2) требований к уровню подготовки выпускника по дисциплинам; 3) требований к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике; 4) требований к выпускнику по этапам освоения основной профессиональной образовательной программы. Содержание образования – это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности, т. е. к результату, достигнутому в момент окончания учебного заведения. Эти требования задаются обществом, зависят от уровня его развития и изменяются с развитием науки, культуры, производства и самого общества. Эти требования определяются в квалификационной характеристике выпускника по специальности (профессии). Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста (рабочего). Реализации этой цели и служит содержание обучения. Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели (т. е. определяет, чему учить и какие формировать качества и черты личности). Какими документами представлено содержание обучения? 1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) по специальности (профессии). Стандарт – это норма, образ, мерило. ГОС определяет: – требования к минимуму содержания основных учебных дисциплин (основных разделов и тем учебных дисциплин); – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – требования к уровню подготовки выпускников. Основные функции стандарта становятся понятными, если учесть, что он адресован: 1) преподавателям и обучающимся, которые должны выполнять требования стандарта; 6
Стр.6