В.Д. Шадриков, Н.А. Зиновьева, М.Д. Кузнецова
Развитие младших школьников
в различных образовательных системах
Под общей редакцией В.Д. Шадрикова
Москва • Логос • 2011
Стр.3
УДК 37
ББК 74
Ш16
Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой
поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта
№10-06-00479а «Развитие познавательных способностей и личностных
качеств младших школьников в различных образовательных системах
(традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)»
Рецензенты
А.В. Карпов, член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук, профессор
Н.П. Ансимова, доктор психологических наук, профессор
Авторский коллектив
В.Д. Шадриков, академик РАО, доктор психологических наук, профессор
Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики» (НИУ ВШЭ); Н.А. Зиновьева, кандидат психологических
наук, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ; М.Д. Кузнецова, кандидат
психологических наук, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ
Ш16
Шадриков В.Д.
Развитие младших школьников в различных образовательных
системах / В.Д. Шадриков, Н.А. Зиновьева, М.Д. Кузнецова; под
общ. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 232 с.
ISBN 978-5-98704-619-7
С позиций парадигмы деятельностного подхода излагаются результаты
экспериментального исследования развития младших школьников
в различных системах обучения: традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина
– В.В. Давыдова. Рассматриваются особенности и сравнительные
показатели развития учащихся в каждой из этих систем.
Для научных работников, изучающих психолого-педагогические проблемы
образования, учителей и методистов младших классов общеобразовательной
школы. Может использоваться в учебном процессе педагогических
направлений (специальностей) вузов, а также учреждений повышения
квалификации и переподготовки учителей. Представляет интерес для руководителей
и специалистов органов управления образованием.
УДК 37
ББК 74
ISBN 978-5-98704-619-7
© Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А.,
Кузнецова М.Д., 2011
© Логос, 2011
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................7
Глава 1. Динамика развития познавательных способностей
и личностных качеств младших школьников в различных
системах обучения ......................................................................9
1.1. Категория деятельности и ее применение в изучении
способностей .................................................................9
1.2. Общая характеристика исследования .........................17
1.3. Динамика развития познавательных способностей
и личностных качеств младших школьников
в традиционной системе обучения .............................24
1.4. Динамика развития познавательных способностей
и личностных качеств младших школьников
в системе Л.В. Занкова ................................................31
1.5. Динамика развития познавательных способностей
и личностных качеств младших школьников
в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова ...............35
Глава 2. Сравнительный анализ развития способностей
и личностных качеств учащихся в различных системах
обучения ....................................................................................41
2.1. Развитие способностей и личностных качеств учащихся
в различных системах обучения ........................................41
2.2. Различия в развитии внимания .........................................44
2.3. Различия в развитии памяти ..............................................45
2.4. Различия в развитии мышления ........................................50
2.5. Различия в развитии воображения ....................................54
2.6. Сравнительный анализ уровня развития личностных
качеств учащихся в различных системах обучения ..........55
Глава 3. Структурный анализ развития школьников в различных
образовательных системах ........................................................63
3.1. Структура взаимосвязей отдельных познавательных
способностей и личностных качеств у младших
школьников в традиционной системе обучения ..............67
Стр.5
6
Оглавление
3.2. Динамика изменений в структуре взаимосвязей между
отдельными познавательными способностями
и личностными качествами у младших школьников
в традиционной школе .....................................................107
3.3. Структура взаимосвязей между отдельными
познавательными способностями и личностными
качествами у младших школьников в системе обучения
Л.В. Занкова .....................................................................120
3.4. Динамика изменений в структуре взаимосвязей между
отдельными познавательными способностями
и личностными качествами у младших школьников
в системе Л.В. Занкова .....................................................150
3.5. Структура взаимосвязей между отдельными
познавательными способностями и личностными
качествами у младших школьников в системе
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова ....................................160
3.6. Динамика изменений в структуре взаимосвязей между
отдельными познавательными способностями
и личностными качествами у младших школьников
в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова ....................182
3.7. Сравнительный анализ структуры взаимосвязей между
отдельными познавательными способностями
и личностными качествами у учащихся в различных
системах обучения ............................................................193
Заключение ........................................................................................208
Литература ........................................................................................210
Приложение ......................................................................................213
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Идея развития учеников в процессе обучения является доминирующей
в трудах видных педагогов и психологов в различные
периоды формирования наук о человеке. В отечественной
педагогике и психологии значительный вклад в развитие
данного направления внесли К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров,
Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Д.Б. Вахтеров, А.В. Запорожец,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов.
Наиболее всесторонне и глубоко идею развития как системообразующую
в отечественной педагогике обосновал В.П. Вахтеров.
К сожалению, его работы, выполненные в смутное время
на рубеже XIX и XX веков, были доступны только узкому кругу
специалистов.
Во второй половине XX века эта идея зазвучала с новой остротой.
В отечественной психологии сформировались и получили
широкое признание научные школы Л.В. Занкова и
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которые получили название
«развивающие». К сожалению, у отечественных ученых сложилось
мнение, что традиционная система школьного образования
не является развивающей. Это, конечно, не соответствует
многовековой практике обучения подрастающих поколений.
Сложилась ситуация, требующая проверки развивающего эффекта
различных образовательных систем.
В настоящей работе сделана попытка на основе экспериментальных
данных сравнить показатели развития учащихся в различных
системах обучения. Результаты исследования показывают,
что все три системы являются развивающими, но в каждой
из них как отдельные способности, так и их структуры развиваются
по-разному, отражая специфику учебной деятельности.
Полученные результаты не отражают всей картины развития
школьников и требуют дальнейших исследований, но уже се
Стр.7
8
Введение
годня мы можем с уверенностью утверждать, что нельзя противопоставлять
одну систему обучения другой. Знание специфики
развития школьников в каждой из них позволяет осознанно подойти
к их оценке и определиться с выбором образовательной
траектории для конкретного ребенка. Не будем при этом забывать,
что в образовании важна не только система, но и учитель,
который ее реализует.
Авторы выражают благодарность учителям, принимавшим
участие в исследовании, а также М.Д. Морову, аспиранту
факультета психологии НИУ ВШЭ, и студентам факультета
психологии Д.А. Терентьевой, Н.А. Тюриной, А.А. Раковой,
А.В. Васильевой, которые принимали участие в эмпирической
части исследования.
Стр.8