Е.А. Соколков
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
Ш
Москва
Университетская книга
2009
удк 159.9; 37.0
EEK 88517
C59
P E Ц е н 3 е н т ы <...> “DMB3fl€Hb| КОНЦСПТУЗЛЬНЫС ОСНОВЫ теории формирования ЛИЧНОСТИ
специалиста гуманитарной сферы деятельности. <...> Профессиональные способности, самосознание и опыт
личности специалиста-гуманитария . <...> Формироват-ше подструктуры профессиональных способностей
ихарактерологических качеств шитчности специадшста-гумаъштария ......... .. <...> 356
ЧАСГЫП
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СГАНОВПЕНИЯ ЛИЧНОСГ И
СПЕЦИАЛИСГА-ГУМАНИТАРИЯ
Глава 7. <...> 443
ПРЕДИСЛОВИЕ
Становление личности специалиста- гуманитария как профессионалаявляегся сферой социальной психологической практики, где тесно
переплетаются интересы общества и конкретного человека. <...> Для общества Профессионализация является прежде всего средством опосредования культурных и материальных благ, без чего невозможно представить ни его существование, ни тем более развитие. <...> Для конкретного
человека профессионализация представляет собой форму включения в
социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и самоакгуализации, источник средств к существованию. <...> Более того, с ростом технического прогресса, развитием человеческого интеллекта, совершенствованием социальных отношений возрастает
роль гуманитарного знания, формирующего личность любого профессионала, особенно специалиста гуманитарных профессий. <...> .
В зарубежной психологической литературе концепции профессионализации восновном группируются врамках направления «психология карьеры» («psychology ofcareer») или «карьерное развитие»
(«career development»), которое берет свое начало с трудов Ф. Паркинсона <...> При этом оптимизацию профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев сдерживают противоречия между:
- возросшей потребностью общества в творческой, активно развивающейся личности специалиста-гуманитария, обладающей <...>
Профессиональное_становление_личности_специалиста-гуманитария__.pdf
Е.А. Соколков
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
Москва
Университетская книга
2009
Стр.2
УДК 159.9; 37.0
ББК 88ÿ7
Ñ59
Рецензенты
Н.В. Дмитриева, доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии личности и специальной психологии
Новосибирского государственного педагогического университета
Н.Я. Большунова, доктор психологических наук, профессор
Новосибирского государственного педагогического университета
В.Г. Морогин, доктор психологических наук, профессор кафедры
инженерной психологии Томского государственного университета
систем управления и радиоэлектроники
Ñ59 Соколков Å.À.
Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария/
Å.À. Ñîêîëêîâ. — Ì.: Университетская êíèãà, 2009. — 480 ñ.
ISBN 978-5-98699-092-7
Проанализированы основные теоретико-методологические подходы
к изучению, основные стадии и общие закономерности профессионального
становления личности специалиста-гуманитария. Приведены
концептуальные основы теории формирования личности
специалиста гуманитарной сферы деятельности. Дана характеристика
процесса профессионализации. Рассмотрены вопросы его детерминации
и периодизации.
Для ученых и специалистов в области психологии, педагогики и
социологии. Представляет интерес для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по социальным и гуманитарным направлениям
и специальностям, а также для широкого круга читателей.
УДК 159.9; 37.0
ББК 88ÿ7
Научное издание
Соколков Евгений Алексеевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
Монография
Ответственный за выпуск Н.П. Колобова
Редактор Н.В. Герценштейн
Корректор М.Н. Бородина
Компьютерная верстка И.В. Кравченко
Оформление А.Б. Дунаевой
Подписано в печать 12.08.2009.Ôîðìàò 60×90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 30.
Тираж 1000 ýêç. Заказ
Литературное агентство «Университетская книга»
105120, Ìîñêâà, óë. Íèæ. Сыромятническая, ä. 5/7, ñòð. 8
ISBN 978-5-98699-092-7
© Соколков Å.À., 2009
© Университетская êíèãà, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................................................................................... 7
ЧАСТЬ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению
профессионального становления личности специалиста-гуманитария ........ 19
1.1. Социально-экономическая сущность и принципы
психологического исследования процесса профессионального
становления личности специалиста-гуманитария ........................................ 22
1.2. Научно-теоретический анализ исследований
профессионального становления личности специалиста-гуманитария ...... 49
1.3. Методология и методы научного познания в психологии
становления личности специалиста ................................................................ 77
Глава 2. Концептуальные основы теории формирования личности
специалиста-гуманитария ........................................................................... 109
2.1. Основные положения общей психологической теории
личности ..............................................................................................................110
2.2. Психологическая структура мотивационной сферы личности
ñïåöèàëèñòà-ãóìàíèòàðèÿ................................................................................125
2.3. Профессиональные способности, самосознание и опыт
личности специалиста-гуманитария ..............................................................148
Глава 3. Профессионализация специалиста гуманитарной сферы
деятельности .......................................................................................................182
3.1. Анализ профессиональных компетентностей специалистагуманитария
с позиций механизмов социализации
и индивидуализации .........................................................................................183
3.2. Анализ профессионализации личности специалистагуманитария
с позиций категории ðàçâèòèÿ..................................................205
3.3. Профессионализация как форма активности и жизненного
пути личности специалиста-гуманитария .....................................................216
ЧАСТЬ II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
Глава 4. Профессиональное становление личности специалистагуманитария
на стадии профессионального обучения ...................................259
4.1. Анализ критериальной базы профессионализации личности
ñïåöèàëèñòà-ãóìàíèòàðèÿ................................................................................261
4.2. Подход к профессиональному развитию обучающихся
на уровне отдельных подструктур личности будущего специалистагуманитария
........................................................................................................272
4.3. Формирование профессиональных компетентностей
на основе мировоззренческих знаний в процессе
психолого-педагогического эксперимента ....................................................291
5
Стр.4
Олавление
Глава 5. Профессиональное становление личности специалистагуманитария
на стадии самостоятельной профессиональной деятельности ..... 308
5.1. Динамика критериев самооценки и профессионализации
личности специалиста-гуманитария ..............................................................309
5.2. Взаимодействие критериев и идеалов профессионализации
со способностями и характерологическими качествами .............................319
5.3. Формирование структуры профессиональных способностей
ñïåöèàëèñòà-ãóìàíèòàðèÿ................................................................................321
5.4. Динамика взаимодействия подструктуры способностей
и характерологических качеств ........................................................................330
Глава 6. Формирование подструктуры профессиональных способностей
и характерологических качеств личности специалиста-гуманитария ........... 338
6.1. Динамика самооценки реальных и потенциальных
возможностей специалиста-гуманитария ......................................................339
6.2. Профессиональные идеалы и динамика профессиональной
самооценки личности специалиста-гуманитария ........................................348
6.3. Динамика удовлетворенности своей деятельностью
в процессе профессионализации личности специалиста-гуманитария .....356
ЧАСТЬ III
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
Глава 7. Анализ общих закономерностей становления личности
специалиста-гуманитария ........................................................................... 369
7.1. Взаимодействие профессионализации и жизнедеятельности
личности специалиста-гуманитария ..............................................................369
7.2. Гетерохронность и неравномерность профессионализации
личности специалиста-гуманитария ..............................................................377
7.3. Вопросы периодизации развития личности ñïåöèàëèñòàãóìàíèòàðèÿ........................................................................................................382
Глава
8. Психологическая концепция профессионального становления
личности специалиста-гуманитария ............................................................ 392
8.1. Общая характеристика профессионального становления
личности ..............................................................................................................392
8.2. Детерминация профессионального становления личности
ñïåöèàëèñòà-ãóìàíèòàðèÿ................................................................................397
8.3. Содержание критериев профессионального становления
личности специалиста-гуманитария ..............................................................400
8.4. Периодизация профессионального становления личности
ñïåöèàëèñòà-ãóìàíèòàðèÿ................................................................................404
Заключение ..........................................................................................................417
Литература ................................................................................................423
Ïðèëîæåíèÿ...............................................................................................443
Стр.5