Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология управления (770,00 руб.)

0   0
Первый авторЗахарова Л. Н.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц374
ID178066
АннотацияИзложены теоретические и практические вопросы психологии управления. Управление рассмотрено и как особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, и как широкая область человеческой практики, охватывающая все сферы социальной жизни. Представлена рефлексивно-деятельностная модель профессионального становления менеджера и психолога, обеспечивающего психологическую поддержку управления. Показаны возможности повышения эффективности функционирования организаций благодаря применению психологических методов управления. Рассмотрены психологические компоненты профессионализма менеджера. Раскрыты принципы и алгоритм психологического проектирования профессиональной деятельности и функционирования организации. Даны вопросы и задания, конкретные ситуации, диагностические материалы и методические рекомендации.
Кем рекомендованоСоветом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, получающих образование по специальности "Управление персоналом". Может использоваться в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации кадров по широкому кругу направлений и специальностей в области менеджмента, психологии, социологии. Представляет интерес для менеджеров высшего и среднего звеньев управления.
ISBN978-5-98704-499-5
УДК159.9(07)
ББКЮ959.18я73
Захарова, Л.Н. Психология управления : учеб. пособие / Л.Н. Захарова .— Москва : Логос, 2012 .— 374 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-499-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/178066 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первые личностные проявления ребенка как субъекта управления .......... 56 <...> Рефлексивно-деятельностный подход к решению профессиональных проблем ..... <...> Тогда этому человеку стоит не заниматься управленческими технологиями, технологиями воздействия, а изучать способы психологической защиты, но это тоже психология управления. <...> Место психологии управления в системе психологического знания <...> Место психологии управления в системе психологического знания 9 Управление – достижение субъектом деятельности целенаправленных изменений в системе Управление процессами в неживой природе (пример – управление химической реакцией) Управление процессами в живой природе Растения (пример – создание карликовых пород деревьев) Животные (пример – модификация поведения путем выстраивания цепочки условных рефлексов) Группы людей (пример – создание единой электоральной установки) Отдельный человек (пример – формирование произвольного внимания) Рис. <...> Место психологии управления в системе психологического знания 11 Выделяя психологию управления в качестве отдельной области знания, можно следующим образом определить ее объект, предмет, цели и задачи. <...> Предметом психологии управления является психологическое обеспечение управления как особой деятельности. <...> Психологическое обеспечение деятельности – это система движущих сил, психических процессов и состояний для организации и реализации деятельности. <...> Если предмет определяется как психологическое обеспечение, имеется в виду обеспечение целостной деятельности, если же как психологический механизм – предмет сужается до возможности рассмотрения относительно самостоятельных структурно-функциональных образующих деятельности, например мотивации, которая является только частью управленческой деятельности. <...> Если сам психолог не знает этих методов или не умеет ими пользоваться, ему придется пригласить себе в партнеры по исследованию специалиста в области <...>
Психология_управления_Учебное_пособие_.pdf
Оглавление 5 Глава 1. Введение в психологию управления ......................................................................... 7 1.1. Основной вопрос психологии .................................................................................. 7 1.2. Место психологии управления в системе психологического знания .....................8 1.2.1. Îáúåêò, предмет и цели психологии управления .......................................... 8 1.2.2. Источники знания в психологии óïðàâëåíèÿ.............................................. 13 1.2.3. Исследования в психологии óïðàâëåíèÿ...................................................... 16 1.3. ×åëîâåê: ôàêòîð, ðåñóðñ, êàïèòàë? ......................................................................... 21 1.4. Законы в психологии управления .......................................................................... 30 1.4.1. Законы становления субъекта управления .................................................. 31 1.4.2. Законы организации деятельности .............................................................. 33 1.4.3. Законы в процессах социального взаимодействия ..................................... 34 1.5. Основные виды психологического воздействия в управлении ............................ 37 Ðåçþìå...................................................................................................................... 42 Вопросы и задания ................................................................................................. 43 Глава 2. Человек как субъект óïðàâëåíèÿ............................................................................ 44 2.1. Личностный потенциал управления ...................................................................... 44 2.2. Становление личности как субъекта управления в онтогенезе ............................ 47 2.2.1. Доречевой период овладения способами психологического воздействия ... 47 2.2.2. Речевой период овладения способами психологического воздействия ..... 51 2.2.3. Первые личностные проявления ребенка как субъекта управления .......... 56 2.2.4. Развитие личностного потенциала управления в школьном возрасте ...... 63 2.3. Психология властной личности ............................................................................. 73 2.4. Поведенческие проявления воли к власти ............................................................. 78 Ðåçþìå...................................................................................................................... 85 Вопросы и задания ................................................................................................. 86 Глава 3. Психологическое обеспечение профессиональной управленческой деятельности ..... 88 3.1. Ориентация в организации, или создание ориентировочной основы деятельности как проблема психологии управления ........................................... 88 3.2. Рефлексивно-деятельностный подход к решению профессиональных проблем ..... 98 3.2.1. Психологические проблемы управления в организации ............................ 98 3.2.2. Теоретические основы рефлексивно-деятельностного подхода к развитию профессиональной психологической компетентности ......... 100 3.3. Психология профессиональной деятельности .................................................... 104 3.3.1. Мотивационное обеспечение деятельности человека. Философия менеджмента, миссия организации: их мотивирующие âëèÿíèÿ............. 105 3.3.2. Целевое обеспечение профессиональной деятельности. Концептуальная модель деятельности ....................................................... 112 3.3.3. Исполнительское (операционное) обеспечение профессиональной деятельности ............................................................... 118 3.4. Рефлексивное обеспечение управленческой деятельности .................................. 135 3.4.1. Рефлексивное мышление менеджера как внутреннее средство решения профессиональных задач ............................................................. 135 3.4.2. Стереотипы принятия решений менеджерами как рефлексивная проблема ........................................................................ 140 Ðåçþìå.................................................................................................................... 151 Вопросы и задания ............................................................................................... 152 Глава 4. Психологические методы в управлении. Организационная культура и ëèäåðñòâî.................................................................... 154 4.1. Прямые и косвенные методы управления ........................................................... 154 4.2. Организационная культура как системный метод управления ......................... 159 4.2.1. Ценности как системообразующий фактор организационной культуры ..... 163
Стр.1
6 4.2.2. Типологии организационных культур ...................................................... 169 4.2.3. Организационная психосемиотика: от диагностики к развитию ............ 181 4.3. Лидерство как организационно-психологический феномен и метод управления ................................................................................................. 188 4.3.1. Функциональные роли руководителя ........................................................ 188 4.3.2. Лидер и его психологические îñîáåííîñòè................................................ 190 4.3.3. Природа и стили лидерства ........................................................................ 197 Ðåçþìå.................................................................................................................... 211 Вопросы и задания ............................................................................................... 213 Глава 5. Психологические методы в управлении. Мотивирование: поведенческий подход ..................................................................... 215 5.1. Мотивирование .................................................................................................... 215 5.1.1. Лояльность к организации ......................................................................... 221 5.1.2. Преданность группе реального действия и мотивация эффективной деятельности. Групповые якоря ................................................................. 223 5.2. Психологические аспекты управления поведением ............................................ 226 5.3. Персональное психологическое âîçäåéñòâèå....................................................... 236 5.3.1. Психологические приемы общего действия .............................................. 238 5.3.2. Использование внешних факторов в ситуации психологического воздействия. Психологические аспекты организации рабочего места .... 248 5.3.3. Использование индивидуальных особенностей объекта и субъекта управления ................................................................................... 253 5.4. Психологические аспекты вознаграждения за труд ............................................ 260 5.4.1. Денежные виды вознаграждений ............................................................... 261 5.4.2. Неденежные виды âîçíàãðàæäåíèé............................................................ 270 Ðåçþìå.................................................................................................................... 275 Вопросы и задания ............................................................................................... 278 Глава 6. Конфликты как социально-психологический и организационнопсихологический ôåíîìåí. Психология управления конфликтами ................. 281 6.1. Конфликты и проблема управления ими ............................................................ 281 6.2. Стадии развития конфликта. Функции конфликтов .......................................... 288 6.3. Депривационно-эмоциональный механизм конфликта .................................... 293 6.3.1. Депривация потребностей как основа конфликта .................................... 293 6.3.2. Конфликтогены и конфликтогенные ситуации как условия возникновения конфликта ..................................................... 295 6.3.3. Роль атрибутивных процессов в возникновении конфликта .................. 299 6.3.4. Эмоциональные состояния и конфликты .................................................. 300 6.3.5. Личностные особенности и конфликт ....................................................... 303 6.4. Организационные конфликты ............................................................................. 307 6.4.1. Основные причины организационных êîíôëèêòîâ................................. 308 6.4.2. Особенности организационных êîíôëèêòîâ............................................ 311 6.4.3. Особенности конфликтов в условиях аморфной организационной культуры и организационных изменений ................................................. 314 6.4.4. Агрессия и потеря доверия персонала в организационных конфликтах ..... 318 6.5. Анализ конфликтов. Некоторые способы управления конфликтами ............... 320 6.5.1. Анализ конфликта: алгоритм ..................................................................... 321 6.5.2. Способы предотвращения конфликтов .................................................... 322 6.5.3. Методы управления конфликтами ............................................................. 324 Ðåçþìå.................................................................................................................... 329 Вопросы и задания ............................................................................................... 330 Заключение ........................................................................................................................... 332 Приложения ...................................................................................................................... 335 Глоссарий Литература ...................................................................................................................... 365 ...................................................................................................................... 369
Стр.2
Психология_управления_Учебное_пособие__(1).pdf
Л.Н. Захарова ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине специализации по специальности «Управление персоналом» Москва Логос 2012
Стр.3
УДК 159.9(07) ББК Þ959.18ß73 Ç38 Серия основана в 2003 году Р е ц е н з е н т ы В.В. Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Ю.К. Стрелков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии труда факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Захарова Л.Н. Ç38 Психология управления: ó÷åá. пособие / Ë.Í. Çàõàðîâà. – Ì.: Ëîãîñ, 2012. — 376 ñ. — (Íîâàÿ университетская áèáëèîòåêà). ISBN 978-5-98704-499-5 Изложены теоретические и практические вопросы психологии управления. Управление рассмотрено и как особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, и как широкая область человеческой практики, охватывающая все сферы социальной жизни. Представлена рефлексивнодеятельностная модель профессионального становления менеджера и психолога, обеспечивающего психологическую поддержку управления. Показаны возможности повышения эффективности функционирования организаций благодаря применению психологических методов управления. Рассмотрены психологические компоненты профессионализма менеджера. Раскрыты принципы и алгоритм психологического проектирования профессиональной деятельности и функционирования организации. Даны вопросы и задания, конкретные ситуации, диагностические материалы и методические рекомендации. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по специальности «Управление персоналом». Может использоваться в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации кадров по широкому кругу направлений и специальностей в области менеджмента, психологии, социологии. Представляет интерес для менеджеров высшего и среднего звена управления. УДК 159.9(07) ББК Þ959.18ß73 ISBN 978-5-98704-499-5 © Захарова Ë.Í., 2010 © Ëîãîñ, 2010, 2012
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ