Основы конструирования тестов как контрольных измерительных материалов ....................... <...> Квалиметрический мониторинг в системе
управления качеством обучения, аттестации
педагогов и образовательных учреждений .......
176
176
183
194
216
Глава 5. <...> Система независимого тестирования, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 90-х годов прошлого
столетия, стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения, стандартизации требований на входе-выходе на разных уровнях обучения, обеспечения доступности профессионального образования
для наиболее подготовленной молодежи, оценки эффективности
всей системы образования. <...> В их трудах,
как правило, рассматриваются специальные вопросы педагогических измерений и технологий тестирования. <...> К настоящему
времени созрели условия для обобщенного представления современного контрольно-оценочного процесса. <...> Пока, как показывает практика, основная часть
преподавателей не имеет не только специальной подготовки по
разработке и применению педагогических тестов, но и возможности в какой-то мере освоить эти технологии. <...> Несмотря на
расширяющуюся практику массового тестирования, тестовый
контроль еще не стал необходимой составляющей образовательного процесса, а полное отсутствие курсов и спецкурсов по этому
направлению приводит к тому, что педагогические вузы продолжают выпускать учителей, не готовых включаться в инновационный контрольно-оценочный процесс и активно участвовать в
разработке, создании и использовании педагогических измерителей. <...> Следует также отметить и то, что при неправильной подготовке тестов или организации контрольно-оценочных процедур
может быть получен отрицательный эффект за счет тиражирования ошибок в больших масштабах. <...> С каждым
годом в нашей стране качество тестов улучшается, увеличивается
возможность использования стандартизированных тестовых материалов, предлагается <...>
Тестовый_контроль_в_образовании_.pdf
Н.Ф. Ефремова
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В ОБРАЗОВАНИИ
Москва • Логос • 2007
Стр.1
УДК 371.273(07)+378.001.891
ББК 74.202
E 92
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор В.А. Болотов
E 92
Ефремова Н.Ф.
Тестовый контроль в образовании: Учеб. пособие. — М.:
Университетская книга, Логос, 2005. — 368 с.
ISBN 5-98704-138-4
Рассматриваются вопросы качества образования и пути его повышения,
теория и практика педагогических измерений, формы и методы
массового тестирования. Показаны возможности квалиметрического образовательного
мониторинга качества обучения в масштабах страны, регионов,
территорий или отдельных образовательных учреждений.
Предназначена студентам и аспирантам, а также преподавателям педагогических
вузов.
УДК 371.273(07)+378.001.891
ББК 74.202
ISBN 5-98704-138-4
© Ефремова Н.Ф., 2007
© Университетская книга, 2007
© «Логос», 2007
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................
Глава 1. Качество образования ................................................
1.1. Социокультурное значение качества образования...................................................................
1.2.
Основные понятия и концепции качества образования
...........................................................
1.3. Дидактические основы обеспечения качества
образования........................................................
1.4. Показатели и критерии качества образования...
1.5. Учебные достижения как измеряемый показатель
качества в образовании ............................
Глава 2. Контроль качества в образовании .............................
2.1. Многоуровневый подход к контролю как средству
управления качеством обучения ...............
2.2. Виды контрольно-оценочной деятельности в
образовании .......................................................
2.3. Тестовый контроль как квалиметрический метод
оценки качества обучения..........................
2.4. Функции и принципы тестового контроля .....
2.5. Организационно-технологические формы тестового
контроля .................................................
Глава 3. Педагогические измерения в образовании.................
3.1. Исторические аспекты развития тестового
контроля .............................................................
3.2. Понятийно-классификационная база современного
тестирования .......................................
3.3. Основы конструирования тестов как контрольных
измерительных материалов .......................
3.4. Этапы и алгоритмы создания контрольных измерительных
материалов ..................................
3.5. Методы шкалирования результатов тестирования...................................................................
3.6.
Обоснование структуры контрольных измерительных
материалов и подходов к шкалированию
результатов .................................................
5
10
10
14
23
36
42
46
46
55
74
81
85
95
95
109
124
140
157
169
Стр.3
4
”˘ÔÍËÔ¯˝Ê¯
Глава 4. Теоретические основы квалиметрического мониторинга
качества обучения ............................................
4.1. Виды мониторинга в образовании...................
4.2. Многоуровневый квалиметрический мониторинг
....................................................................
4.3. Система уровней и виды квалиметрического
мониторинга ......................................................
4.4. Квалиметрический мониторинг в системе
управления качеством обучения, аттестации
педагогов и образовательных учреждений.......
Глава 5. Методы анализа результатов тестирования ..............
5.1. Формирование образовательной статистики...
5.2. Способы анализа и интерпретации результатов
тестирования ......................................................
5.3. Оценивание подготовленности и личностных
характеристик школьников...............................
5.4. Формы и методы отбора абитуриентов в России
и за рубежом ...............................................
Глава 6. Тестирование как обучающая технология .................
6.1. Направления развития технологий и методов
обучения .............................................................
6.2. Педагогические аспекты подготовки школьников
к единому госэкзамену ..........................
6.3. Рекомендации по организации обучающего
тестирования ......................................................
6.4. Принципы функционирования образовательного
аудита .........................................................
6.5. Информационная поддержка субъектов образовательного
процесса ......................................
Список литературы .................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ...................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ...................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ...................................................................
176
176
183
194
216
227
227
235
260
270
279
279
286
303
310
315
321
335
342
349
Стр.4