Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Инварианты профессионализма: проблемы формирования (880,00 руб.)

0   0
Первый авторВербицкий А. А.
АвторыИльязова М. Д.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц288
ID178042
АннотацияПроанализированы трудности и противоречия на пути реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Сформулирована и решена проблема формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационно-контекстного подхода. Показано, что идея инварианта профессионализма позволяет оптимизировать усилия вузов по разработке основных образовательных программ компетентностного формата.
Кому рекомендованоДля руководителей, профессоров, доцентов, преподавателей, научных работников вузов - всех, кто включен в решение проблем модернизации профессионального образования. Может использоваться в системе повышения квалификации преподавателей с целью подготовки к работе в новых условиях.
ISBN978-5-98704-604-3
УДК378
ББК74
Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : [монография] / М.Д. Ильязова; А.А. Вербицкий .— Москва : Логос, 2011 .— 288 с. — ISBN 978-5-98704-604-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/178042 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Показано, что идея инварианта профессионализма позволяет оптимизировать усилия вузов по разработке основных образовательных программ компетентностного формата. <...> Опросный лист для диагностики уровня сформированности ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности студентов-социологов .......................................... 282 Приложение 9. <...> Уровни сформированности элементов профессиональной компетентности студентов-социологов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (контрольная группа), динамика параметров .... <...> На этом пути необходимо преодолеть массу противоречий и трудностей, в числе которых отметим три, важные в контексте содержания монографии: вузам приходится принимать проектные решения по переходу на компетентностную систему подготовки кадров в основном эмпирически, путем проб и ошибок, без четкой опоры на какую-либо признанную педагогическую (психологопедагогическую) теорию; отсутствует научно обоснованная инвариантная структура компетентности субъекта любой профессиональной деятельности, которая позволила бы унифицировать, упорядочить и тем самым сэкономить усилия всех вузов страны по переходу на компетентностную модель подготовки кадров, обеспечить системную и скоординированную реализацию проектных решений; 6 Введение соответственно, отсутствуют научно обоснованные педагогические принципы, технологии и условия, т.е. адекватная педагогическая (психолого-педагогическая) модель формирования инвариантов профессиональной компетентности студента. <...> В представленной монографии эта проблема также анализируется, а основная идея, прошедшая многолетнюю экспериментальную проверку, состоит в том, что целостную структуру профессиональной компетентности образуют инварианты (ценностно-смысловой, мотивационный, индивидуально-психологический, инструментальный, конативный), формирование которых осуществляется на основе создания и использования системы <...>
Инварианты_профессионализма_проблемы_формирования_.pdf
А.А. Вербицкий М.Д. Ильязова ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Москва 2011
Стр.1
УДК 378 ББК 74 В31 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 11-06-16011д Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. В31 Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с. ISBN 978-5-98704-604-3 Проанализированы трудности и противоречия на пути реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Сформулирована и решена проблема формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационноконтекстного подхода. Показано, что идея инварианта профессионализма позволяет оптимизировать усилия вузов по разработке основных образовательных программ компетентностного формата. Для руководителей, профессоров, доцентов, преподавателей, научных работников вузов – всех, кто включен в решение проблем модернизации профессионального образования. Может использоваться в системе повышения квалификации преподавателей с целью подготовки к работе в новых условиях. УДК 378 ББК 74 ISBN 978-5-98704-604-3 © Вербицкий А.А., Ильязова М.Д., 2011 © Логос, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................5 Глава 1. Теоретико-методологические проблемы формирования профессиональной компетентности .................................7 1.1. Формирование профессиональной компетентности студента как актуальная задача реализации компетентностного подхода ..........................................7 1.2. «Компетентность» и «компетенция» как основные категории в проблемном поле компетентностного подхода ..........................................................................20 1.3. Педагогические технологии в классических и современных теориях обучения ...............................37 1.4. Теория контекстного обучения ....................................63 Выводы ..................................................................................75 Глава 2. Концепция формирования инвариантов профессионализма: ситуационно-контекстный подход ...................................78 2.1. Инвариантная структура профессиональной компетентности выпускника вуза ...............................78 2.2. Ситуационно-контекстный подход к формированию инвариантов профессионализма .................................86 2.3. Педагогическая модель формирования инвариантов профессионализма ......................................................103 Выводы ................................................................................113 Глава 3. Педагогический эксперимент по формированию инвариантов профессионализма ...................................115 3.1. Инварианты профессиональной компетентности социолога ....................................................................115 3.2. Организация педагогического эксперимента ..........131 3.3. Результаты эксперимента...........................................157
Стр.3
4 Оглавление 3.4. Опыт разработки основных образовательных программ компетентностного формата ....................172 Выводы ................................................................................197 Заключение ........................................................................................198 Литература ........................................................................................201 Приложения Приложение 1. Глоссарий ..............................................................224 Приложение 2. Формы лекций контекстного типа ......................242 Приложение 3. Деловая игра как форма контекстного обучения ................................................................250 Приложение 4. Деловая игра «Устав спецшколы открытого типа» ...................................................263 Приложение 5. Методологические основы исследования профессиональной деятельности субъекта труда ......................................................271 Приложение 6. Основные виды профессиональной деятельности выпускника специальности «Социолог. Преподаватель социологии» ...........277 Приложение 7. Бланк для диагностики уровня сформированности мотивационной основы профессиональной компетентности студентов ...............................................................279 Приложение 8. Опросный лист для диагностики уровня сформированности ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности студентов-социологов ..........................................282 Приложение 9. Статистика показателей экспериментальной и контрольной групп ............................................283 Приложение 10. Уровни сформированности элементов профессиональной компетентности студентов-социологов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (контрольная группа), динамика параметров ....286
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время во всем мире признано, что не природные, а интеллектуальные ресурсы будут в наступившем тысячелетии все больше определять облик человеческой цивилизации. Поэтому во всех развитых странах образование является стратегическим направлением государственной политики, в него инвестируют огромные государственные и частные средства, в том числе на новые исследования и разработки. Ведь образование определяет облик будущего, обеспечивая расширенное воспроизводство личностного, интеллектуального, социального, нравственного, общекультурного и, в конечном счете, экономического потенциала каждой страны и всего человечества. В России модернизация, а по сути – реформирование образования, – ведется в контексте Болонского процесса, предполагающего введение государственных образовательных стандартов нового поколения (второго – в общеобразовательной и третьего – в профессиональной школе), разработку и реализацию образовательных программ на компетентностной основе. При этом тотальный переход фактически к новой образовательной парадигме страна должна совершить в очень короткие сроки и по принципу «все вдруг». На этом пути необходимо преодолеть массу противоречий и трудностей, в числе которых отметим три, важные в контексте содержания монографии:  вузам приходится принимать проектные решения по переходу на компетентностную систему подготовки кадров в основном эмпирически, путем проб и ошибок, без четкой опоры на какую-либо признанную педагогическую (психологопедагогическую) теорию;  отсутствует научно обоснованная инвариантная структура компетентности субъекта любой профессиональной деятельности, которая позволила бы унифицировать, упорядочить и тем самым сэкономить усилия всех вузов страны по переходу на компетентностную модель подготовки кадров, обеспечить системную и скоординированную реализацию проектных решений;
Стр.5
6 Введение  соответственно, отсутствуют научно обоснованные педагогические принципы, технологии и условия, т.е. адекватная педагогическая (психолого-педагогическая) модель формирования инвариантов профессиональной компетентности студента. В работе показано, что исследование процессов формирования компетентности субъекта будущей профессиональной деятельности велось задолго до Болонских соглашений и представлено во многих работах отечественных и зарубежных авторов. В настоящее время поток исследований в данной проблемной области растет лавинообразно. В то же время здесь осталось больше вопросов, чем ответов. Достаточно сказать, что ученые и практики еще не договорились даже о четком разграничении понятий «компетенция» и «компетентность», о единой для всех направлений профессионального образования структуре формируемых компетенций/компетентностей. В представленной монографии эта проблема также анализируется, а основная идея, прошедшая многолетнюю экспериментальную проверку, состоит в том, что целостную структуру профессиональной компетентности образуют инварианты (ценностно-смысловой, мотивационный, индивидуально-психологический, инструментальный, конативный), формирование которых осуществляется на основе создания и использования системы учебных профессионально ориентированных ситуаций, пробуждающих и опосредующих активность студента в социальном и предметном контекстах его будущей профессиональной деятельности. Тем самым реализуется системноконтекстный подход к формированию инвариантов профессиональной деятельности студента, являющийся обогащением теории контекстного обучения, развиваемой в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого. Для краткости монография названа «Инварианты профессионализма: проблемы формирования», а по сути речь в ней идет о формировании инвариантов профессиональной компетентности студента как будущего специалиста. Поэтому мы будем использовать оба выражения как синонимы. И еще одно замечание. По отношению к выпускнику современного вуза авторы монографии чаще всего используют традиционный термин «специалист», хотя с введением двухуровневой системы подготовки кадров он вытесняется терминами «бакалавр», «магистр». На наш взгляд, нынешние бакалавры и магистры также должны заслуживать звания «специалист», иначе нет смысла вести речь об их профессиональной компетентности.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ