Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Возрастная психология (660,00 руб.)

0   0
Первый авторБатюта М. Б.
АвторыКнязева Т. Н.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц154
ID178035
АннотацияОтражены возрастные закономерности психического развития человека на различных этапах онтогенеза: от младенчества до поздней взрослости. Рассмотрены основные психологические концепции возрастного развития, даны ссылки на ведущих ученых, авторов наиболее значительных работ в области психологии развития. Представлен анализ возрастного развития в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским. Студентам предложены задания для самостоятельной и практической работы, задачи и творческие задания, что способствует усвоению теоретического материала и позволяет связать теорию с практикой.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01. – Психология)
Кому рекомендованоДля студентов педагогических вузов, изучающих возрастную психологию и психологию развития.
ISBN978-5-98704-606-7
УДК159.9
ББК88
Батюта, М.Б. Возрастная психология : учеб. пособие / Т.Н. Князева; М.Б. Батюта .— Москва : Логос, 2011 .— 154 с. : ил. — ISBN 978-5-98704-606-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/178035 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.Б. Батюта, Т.Н. Князева Возрастная психология Рекомендовано Учебно-методическим объединением в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим специальностям (ОПД. <...> Представлен анализ возрастного развития в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским. <...> Критерии анализа психовозрастного развития ребенка в периодизации Л.С. Выготского............ 63 <...> Социальная ситуация развития и становление ведущей деятельности в подростковом возрасте..........................201 <...> Возрастная психология и психология развития имеют особое значение для профессиональной подготовки таких специалистов. <...> Для развития у учащихся практико-орентированных учебных и профессиональных действий в каждую главу включена система заданий практического характера, представленная разными уровнями усвоения теоретического материала: репродуктивным (вопросы для самопроверки), аналитическим (практические задания), обобщающим (задачи), творческим (темы творческих работ). <...> В связи с этим важным является психологический возраст, который характеризуется особыми показателями психического развития человека (объективными – уровень интеллекта, способность к научению, навыки; субъективными – мотивы, воля, самооценка и др.), а также характеристиками его как субъекта деятельности. <...> Необходимо фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка в ведущей деятельности, в период кризисного развития учитывать его потребности в зарождающейся деятельности, соотносить психические проявления ребенка с условиями и особенностями той деятельности, в которую он погружен. <...> По сути, такой подход предполагает изучение психического развития в «системе трех координат»: • актогенеза – развития процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя; • онтогенеза – процесса развития конкретного человека <...>
Возрастная_психология_Учебное_пособие_.pdf
М.Б. Батюта, Т.Н. Князева Возрастная психология Рекомендовано Учебно-методическим объединением в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01. – Психология) Москва • Логос • 2011
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88 Б28 Рецензенты В.В. Николина, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе НГПУ С.А. Гапонова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии НГПУ А.Н. Фоминова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования МГПУ Б28 Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – … с. ISBN 978-5-98704-606-7 Отражены возрастные закономерности психического развития человека на различных этапах онтогенеза: от младенчества до поздней взрослости. Рассмотрены основные психологические концепции возрастного развития, даны ссылки на ведущих ученых, авторов наиболее значительных работ в области психологии развития. Представлен анализ возрастного развития в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским. Студентам предложены задания для самостоятельной и практической работы, задачи и творческие задания, что способствует усвоению теоретического материала и позволяет связать теорию с практикой. Для студентов педагогических вузов, изучающих возрастную психологию и психологию развития. УДК 159.9 ББК 88 ISBN 978-5-98704-606-7 © Батюта М.Б., Князева Т.Н., 2011 © Логос, 2011 Введение ....................................................................................................... 6 Часть I. Становление возрастной психологии как науки .......................... 8 Глава 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии ........ 8 1.1. Возрастная психология как наука: предмет, задачи, основные понятия и связь с другими науками ............... 8 1.2. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии. Принципы проведения психологического исследования ..................................... 13 Глава 2. Исторические подходы к анализу процесса психологического развития человека ..................................... 28 2.1. Проблема факторов, определяющих психическое развитие личности .......................................................... 28 2.2. Основные теоретические подходы к периодизации психического развития в зарубежной психологии ........ 40 2.2.1. Периодизация психического развития в теории З. Фрейда ................................................................ 40 2.2.2. Теория психосоциального развития Э. Эриксона (эпигенетическая теория) ...................................... 45 2.2.3. Теория интеллектуального развития личности Ж. Пиаже ................................................................ 49 2.2.4. Теория развития моральных суждений Л. Колберга ............................................................. 55 2.3. Изучение закономерностей и этапов психического развития в отечественной психологии ........................... 58 2.3.1. Основные идеи культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского ..................................................... 58 2.3.2. Критерии анализа психовозрастного развития ребенка в периодизации Л.С. Выготского ........... 63 2.3.3. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина ..................................................... 65 2.3.4. Современные подходы к анализу психовозрастного развития ................................... 68 Часть II. Этапы психологического развития человека ............................ 87 Глава 3. Младенческий возраст .................................................... 87 3.1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности ............................................................. 87 3.1.1. Кризис новорожденности ..................................... 87 Оглавление
Стр.2
4 Оглавление 3.1.2. Становление потребности в общении со взрослым ............................................................ 90 3.2. Период младенчества ....................................................... 94 3.2.1. Развитие основных психических функций младенца ................................................................. 94 3.2.2. Кризис первого года жизни .................................102 Глава 4. Ранний детский возраст .................................................109 4.1. Социальная ситуация развития ребенка .......................109 4.2. Развитие предметной деятельности и зарождение новых видов деятельности..............................................111 4.3. Становление потребности в общении со сверстником ................................................................117 4.4. Развитие познавательной сферы ребенка в раннем возрасте ............................................................................120 4.5. Развитие личности ..........................................................124 4.6. Кризис трех лет ...............................................................126 Глава 5. Дошкольное детство .....................................................137 5.1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте ............................................................................137 5.2. Роль игры и других видов деятельности в формировании личности дошкольника .....................138 5.3. Общение со взрослыми и сверстниками ......................144 5.4. Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте ...................................................146 5.5. Формирование личности дошкольника ........................152 5.6. Кризис семи лет ..............................................................159 5.7. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению ..........................................................................163 Глава 6. Младший школьный возраст .........................................176 6.1. Социальная ситуация развития младшего школьника ......................................................................176 6.2. Специфика и значение учебной деятельности для развития младшего школьника ...............................178 6.3. Развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста ........................................................186 6.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Кризис отрочества (предподростковый) ......................189 Глава 7. Подростковый возраст (отрочество) .............................198 7.1. Физиологические изменения и их влияние на психическое развитие подростка ..............................199 7.2. Социальная ситуация развития и становление ведущей деятельности в подростковом возрасте .........................201 7.3. Особенности общения со взрослым ..............................205 7.4. Специфические особенности поведения подростков .......................................................................206 Оглавление 5 7.5. Нарушение поведения у подростков ............................210 7.6. Основные психологические новообразования подросткового возраста ..................................................215 7.6.1. Познавательное развитие в подростковом возрасте .................................................................215 7.6.2. Развитие личности подростка. Кризис перехода к юности ................................................................217 Глава 8. Юношеский возраст .......................................................228 8.1. Юность как психологический возраст ..........................228 8.2. Общая характеристика юношеского возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность ....................................................................231 8.3. Особенности общение в юности ...................................233 8.4. Интеллектуальное развитие в юности ...........................235 8.5. Развитие личности в период юности ............................237 Глава 9. Психология взрослости ..................................................251 9.1. Взрослость как психологический период .....................251 9.2. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в период взрослости ...............................253 9.3. Особенности профессионально-личностного развития в период взрослости ........................................................257 9.4. Возрастные кризисы взрослости ...................................261 9.5. Психофизиологические факторы познавательного развития в период взрослости .......................................267 Словарь терминов ....................................................................................279 Персоналии ................................................................................................293
Стр.3
Введение ввеДение Изучение закономерностей и особенностей психического развития человека в различные периоды его жизни – необходимая составляющая профессионального образования широкого круга специалистов. «Перед Россией стоит задача достижения приоритетности образования и превращения его в российском менталитете в ценность ... Только при условии успешного решения данной задачи образование может выступить как подлинный ресурс повышения конкурентоспособности личности, общества и государства»1 . Психологическая наука активно реагирует на изменения в обществе, ведя поиск эффективных путей развития современного человека. Решение этих и многих других задач, стоящих перед образованием и наукой, связано с подготовкой современных специалистов в области психологии и педагогики, владеющих глубокими знаниями, мотивированными на самообразование и профессиональный рост. Возрастная психология и психология развития имеют особое значение для профессиональной подготовки таких специалистов. Предлагаемое учебное пособие содержит теоретический и практический материал для изучения учебного курса «Возрастная психология». Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии, а логика изложения материала соответствует базовым единицам содержания образовательных программ психологической подготовки студентов психолого-педагогических специальностей. При анализе возрастного развития авторы базировались на методологических принципах и понятиях, основы которых заложены Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Учебник состоит из 2 частей, охватывающих 10 тем. 1 Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86. 7 Первая часть представляет собой изложение методологических, методических и понятийных основ возрастной психологии, содержит введение в основные проблемы данной отрасли психологической науки. Она знакомит с классическими теориями психического развития, разработанными в зарубежной и отечественной психологии. Во второй части рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека – от рождения до старости, представлены основные закономерности развития познавательных психических процессов, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Для развития у учащихся практико-орентированных учебных и профессиональных действий в каждую главу включена система заданий практического характера, представленная разными уровнями усвоения теоретического материала: репродуктивным (вопросы для самопроверки), аналитическим (практические задания), обобщающим (задачи), творческим (темы творческих работ). Содержание глав включает примеры из психологических исследований литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет связать теорию с практикой. Каждая глава сопровождается библиографическим списком, вопросами, заданиями и задачами, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. В конце учебного пособия приводится словарь основных терминов по возрастной психологии. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего педагогических вузов, изучающих возрастную психологию и психологию развития.
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ