Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Модальность текста в контексте философской теории модальности (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМедова Анастасия Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID176630
АннотацияИсследование модальности текста открывает перспективы понимания сущности модальности как таковой. Модальность текста оформляется в спектре трех типов отношений: отношения содержания текста к реальности, отношения автора к высказываемому (субъективно-оценочная модальность) и самоотношения субъекта, высвечиваемое в процессе общения с текстом (авторская модальность).
УДК161.26
ББК87.43
Медова, А.А. Модальность текста в контексте философской теории модальности / А.А. Медова .— Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 14а. Философия, социология, политология, культурология. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – С. 48-53. — : [Б.и.], 2010 .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176630 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.А. Мёдова МОДАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ МОДАЛЬНОСТИ (Г. КРАСНОЯРСК) Исследование модальности текста открывает перспективы понимания сущности модальности как таковой. <...> Модальность текста оформляется в спектре трех типов отношений: отношения содержания текста к реальности, отношения автора к выск азываемому (субъективно-оценочная модальность) и самоотношения субъекта, высвечиваемое в процессе общения с текстом (авторская модальность). <...> Тем не менее, сущность так ого явления, как модальность или модус, а также специфика объектов, интерпретируемых как модальные, по сей день не исследованы. <...> Объяснение феномена модальности и связанного с ним модального мышления является задачей фил ософии. <...> Обратимся к исследованию этой проблемы, оттолкнувшись от проявлений модальности в художественном тексте. <...> Проблема грамматической модальности, связанная с такими грамматическими формами, как наклонения и модальные глаголы, широко разработана в языкознании. <...> Но модальность высказывания не ограничивается только грамматикой и только рамками предложения. <...> Модальный подход к текстам стал актуальным уже в конце прошлого века, вместе с возникновением лингвистики текста. <...> Основоположником идеи модальной интерпретации текста считается Э. <...> Модальность текста традиционно интерпретируется в русле грамматического понимания модальности – как отношение говорящего к содержанию высказывания и отношение высказывания к действительности. <...> В связи с этим необходимо обратиться к атрибутивной для модальности категории «отношение». <...> В философской дефиниции отношения обращает на себя внимание её схожесть с дефиницией модуса. <...> Модус чаще всего определяют как способ, вид бытия или события; как способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления. <...> В онтологическом смысле модус есть форма бытия. <...> Источник отношения – сравнение предметов по выбранному основанию, то есть относительность <...>
Модальность_текста_в_контексте_философской_теории_модальности.pdf
УДК 161.26 ББК 87.43 А.А. Мёдова МОДАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ МОДАЛЬНОСТИ (Г. КРАСНОЯРСК) Исследование модальности текста открывает перспективы понимания сущности модальности как таковой. Модальность текста оформляется в спектре трех типов отношений: отношения содержания текста к реальности, отношения автора к высказываемому (субъективно-оценочная модальность) и самоотношения субъекта, высвечиваемое в процессе общения с текстом (авторская модальность). Понятие «модальность» широко используется во всех гуманитарных науках. Оно активно применяется в психологии, лингвистике, правоведении, логике, богословии, музыкознании. Тем не менее, сущность такого явления, как модальность или модус, а также специфика объектов, интерпретируемых как модальные, по сей день не исследованы. Очевидно, что под модальностью, при всем разнообразии значений этого понятия, в различных научных дисциплинах понимается некое общее явление, особый тип организации реальности. Объяснение феномена модальности и связанного с ним модального мышления является задачей философии. Обратимся к исследованию этой проблемы, оттолкнувшись от проявлений модальности в художественном тексте. Проблема грамматической модальности, связанная с такими грамматическими формами, как наклонения и модальные глаголы, широко разработана в языкознании. Но модальность высказывания не ограничивается только грамматикой и только рамками предложения. Он неизбежно расширяется до пределов целого текста или всей речевой ситуации. Модальный подход к текстам стал актуальным уже в конце прошлого века, вместе с возникновением лингвистики текста. Основоположником идеи модальной интерпретации текста считается Э. Бенвенист, который исследовал коммуникативные модальности – повествовательную, вопро1
Стр.1
сительную и побудительную [1: 140], то есть действовал в рамках столь популярного в настоящее время направления, как прагматика текста. Модальность текста традиционно интерпретируется в русле грамматического понимания модальности – как отношение говорящего к содержанию высказывания и отношение высказывания к действительности. В связи с этим необходимо обратиться к атрибутивной для модальности категории «отношение». В философской дефиниции отношения обращает на себя внимание её схожесть с дефиницией модуса. М. Новоселов определяет отношение как способ или род бытия и познания [10: 183]. Модус чаще всего определяют как способ, вид бытия или события; как способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления. В онтологическом смысле модус есть форма бытия. Источник отношения – сравнение предметов по выбранному основанию, то есть относительность предполагает момент сравнивающего соотнесения, для которого необходима установка, позиция. Отношение – это сопоставление, сопоставленность на каком-то основании, основание – то, что делает возможным мыслить вещи в рамках одного измерения бытия. Новоселов отмечает, что основанием сравнения может быть и какое-либо отношение, тогда образуется иерархия отношений. Согласно Райбекасу, понятие отношения выражает логическую или объективную соотнесенность, сопринадлежность вещей друг другу [11: 122]. Можно сказать, что модальность – это особая форма отношения измерений одного объекта, при котором эти не сводимые друг к другу или к некой общей сущности измерения взаимно отражаются друг в друге, будучи формами представленности или бытия какого-то единого начала. Отношение есть сопоставление, но не такое, которое нацелено на сравнение. Модальное отношение – это соотнесенность объектов, позволяющая открыть некое измерение, перспективу, в 2
Стр.2
рамках которой изнутри существа одного объекта можно увидеть смысл другого. Следует отметить, что существует традиция понимать модальность текста чисто внешне, «технически». К примеру, лингвисты исследуют утвердительную, вопросительную или повелительной модальности текстов разных жанров или же анализируют модусы дискурса, понимая последние как форму существования языка, обусловленную каналом передачи информации. Соответственно этому подходу выделяются устный, письменный, жестовый и мысленный (автокоммуникация) модусы, в письменном модусе отдельно выделяется электронный субмодус [7:5, 9]. Это «внешнее» понимание модальности текста не будет интересовать нас в данной статье; мы обратимся к более глубоким, сущностным её аспектам, выявляющим отношение содержания текста к различным граням бытия – к реальности, к сознанию говорящего и читающего. Цвигун и Черняков под категорией модус (модальность) понимают отношение того или иного аспекта художественного текста (герой, событие и т.п.) к целостной семантике текста, включающей в себя идеологический, телеологический, художественно-онтологический, эстетический и иные параметры. Так, они полагают, что существует некий сюжетный инвариант литературных произведений, ориентированный на взаимодействие двух диаметрально противоположных модусов – позитивного и негативного. В рамках художественной телеологии они могут быть определены как «жизненно перспективный» и «жизненно бесперспективный». Одним из дифференцирующих принципов, позволяющих разграничить сюжетные поля, выступает содержание их конечных событий: это движение героя/героев либо к жизни, либо к смерти [13]. Таким образом, каждое событие художественного текста можно рассматривать в разных ключах – ценностном, онтологическом, эстетическом, познавательном. Эти ключи и будут являться модальностями или измерениями тек3
Стр.3
ста. Модусы, обозначенные авторами исследования поэтики Хармса как «жизненно перспективный» и «жизненно бесперспективный» - это формы отношения художественного содержания к объективной жизненной реальности воспринимающих текст людей. Причем отношение это очень своеобразное, учитывая, что «текст» и «жизнь» лежат в разных, онтологически несоизмеримых плоскостях реальности. И.Р. Гальперин, один из основателей традиции модальной интерпретации литературного текста, исходил из того, что самый существенный для текста в целом аспект модальности – это оценка описываемых фактов в субъективной плоскости. Субъективно-оценочная модальность делится Гальпериным на фразовую и текстовую. Субъективная модальность речевого высказывания (фразовая) выражается дополнительными грамматическими, лексическими и интонационными средствами – словопорядком, повторами, частицами и т.д. Текстовая модальность, помимо собственно грамматических и лексических средств, находит свое выражение уже на «макроуровне» – в характеристике героев, в распределении релятивных и предикативных отрезков высказывания, в сентенциях, умозаключениях, актуализации отдельных частей текста, настойчивом повторении какого-либо стилистического приема, в репризах эпитетов [5: 115-116]. Модально окрашена и структура предложений, специфика их построения – короткие они или развернутые, односложные или сложноподчиненные и т.д. Субъективно-оценочная модальность фразового порядка может, накапливаясь, перерастать в текстовую. «Текстовая модальность выявляется тогда, когда читатель в состоянии составить себе представление о каком-то тематическом поле, т.е. о группе эпитетов, сравнений, описательных оборотов, косвенных характеристик, объединенных одной доминантой и разбросанных по всему тексту» [5: 118]. В.Н. Мещеряков вводит понятие модальности, отчужденной или неотчужденной в пользу жанровых стандартов [9: 101]. Отчуждена в пользу жанровых стандартов модальность (имеется в виду субъективная, 4
Стр.4