Профессиональная
деятельность учителя становится все более сложной: появляются новые виды деятельности, меняется содержание образования, разрабатываются новые
педагогические технологии, усиливаются требования к профессиональной
компетентности учителя. <...> В нашем исследовании рассматривается один из основных
объектов проектирования – образовательный процесс в школе. <...> Применение разнообразных образовательных технологий требует от учителя умения проектировать образовательный процесс, конкретизируя известные технологии, ориентируя их на
особенности учащихся и условия обучения. <...> Понятие «проектирование» в
описании деятельности учителя постепенно приходит на смену понятию
«планирование», оно шире, чем понятие «планирование» и более адекватно
отражает сущность данной деятельности. <...> Технологизация образования делает образовательные процессы все
более четкими, научно обоснованными, ориентированными на диагностично
заданные цели, конструируемыми из отдельных приемов (технологических
операций), алгоритмичными, гарантирующими определенный результат. <...> Практическая задача, стоящая перед учителем, звучит следующим образом:
3
как правильно, адекватно педагогическим целям, спроектировать образовательный процесс на отдельном занятии, при изучении темы и школьного
курса в целом. <...> Результаты научно-педагогических исследований по вопросам проектирования не удовлетворяют потребности практики образования в действенном инструментарии проектировочной деятельности, так как рассматривают
проектирование либо в социально-педагогическом (проектирование образовательной системы города, района, отдельного учреждения и т.п.), либо в
узкодидактическом аспекте (проектирование педагогических ситуаций, дидактических средств и т.п.) <...> Такая центрация на ученике, а не на содержании обучения или
деятельности учителя позволяет по-новому увидеть образовательный процесс в школе и разработать способы <...>
Проектирование_образовательного_процесса_в_школе.pdf
На правах рукописи
МУРАВЬЁВА Галина Евгеньевна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ШКОЛЕ
13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Ярославль
2003
Стр.1
Работа выполнена на кафедре инновационных педагогических технологий
Шуйского государственного педагогического университета.
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук,
профессор
Симоненко Виктор Дмитриевич;
заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук,
профессор
Нигматов Замиль Газизович;
доктор педагогических наук,
профессор
Кузнецова Валентина Анатольевна
Ведущая организация: Московский педагогический
государственный университет
Защита состоится 15 мая 2003 года в « » часов на заседании диссертационного
совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание
ученой степени доктора педагогических наук при Ярославском государственном
педагогическом университете им. К.Д.Ушинского в помещении
института педагогики и психологии по адресу: 150000, г. Ярославль, Которосльная
наб., д. 44, ауд. 206.
Отзывы на автореферат направлять по адресу:
150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ярославского
государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского.
Автореферат разослан « » апреля 2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
2
С.Л.Паладьев
Стр.2