Эта деятельность включает в себя
как легальные методы воздействия – консультативные встречи,
подачу прошений, взносы в предвыборную кампанию политиков
или взносы в партийную кассу, PRкампании, – так и нелегальные –
взяточничество и шантаж, иссле- <...> 80
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №5
дование которых нередко выделяют в отдельное направление. <...> Исследователи лоббирования
выделяют, в качестве основного,
вопрос о взаимосвязи между затратами на лоббирование и его
результатами. <...> Вместе с тем, результаты многочисленных эмпирических исследований свидетельствуют о том,
что, как правило, «неупорядоченное», нелегальное лоббирование
и коррупция отрицательно коррелируют с эффективностью экономической системы и ее развитием. <...> Но в ряде стран (например – Таиланде и Малайзии) коррумпированность и развитость
сетей «клиент–агент» сочетались
до финансового кризиса во второй половине 90-х годов с высо-
ким экономическим ростом1. <...> Некоторые аспекты лоббирования и
коррупции в этот период и являются предметом настоящего исследования. <...> Коррупцию в ряде случаев
можно рассматривать как особую
нелегальную форму лоббирования, когда государственные и
общественные служащие (законодатели) используют свое служебное положение для незаконного получения или предоставления кому бы то ни было благ за
вознаграждение. <...> Коррупция может интерпретироваться как приватизация
административного
1
См. <...> В данной интерпретации, а
также в приведенном выше определении лоббирования, коррупция называется «нелегальным
лоббированием». <...> Когда бизнесмен финансирует лоббиста или лоббистскую
деятельность, он вкладывает
деньги «в никуда». <...> Это «никуда»
в экономической литературе называется «непродуктивной деятельностью» (directly unproductive
profit-seeking). <...> Все,
что относится к сфере услуг (парикмахерские, прачечные, автосервис и т.д.) никто бы не отнес к
непродуктивной деятельности. <...> Выгоды, полученные теми
политиками, чиновниками, менеджерами, которые принадлежат к обоим <...>
Лоббирование_и_коррупция_в_России.pdf
ЛОББИРОВАНИЕ И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ
М. ЛЕВИН, Е. ЛЕВИНА *
Самыми доходными из существующих ценных бумаг являются
постановления правительства и другие нормативные акты.
– А зачем вообще правительство думает о стране?
– Страна ему за это деньги платит...
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы лоббирования интересов
актуальны как для стран с
развитой рыночной экономикой,
так и для кризисных и переходных
экономик, где рыночные институты
и соответствующая нормативная
база только начинают
формироваться. Для последних
эти вопросы приобретают особую
важность в силу высокой интенсивности
потока принимаемых
решений во всех структурах власти.
С начала 90-х годов и до настоящего
времени не прекращаются
дебаты по поводу определения
степени зависимости между
неудачами в проведении российских
экономических реформ –
с одной стороны, и лоббированием
и коррупцией – с другой.*
Под лоббированием подразумеваются
любые попытки повлиять
на принятие решений, затрагивающих
интересы лоббирующего.
Эта деятельность включает в себя
как легальные методы воздействия
– консультативные встречи,
подачу прошений, взносы в предвыборную
кампанию политиков
или взносы в партийную кассу, PRкампании,
– так и нелегальные –
взяточничество и шантаж, иссле*
М.И. Левин – член Научного Совета
Фонда ИНДЕМ, Е.А. Левина – преподаватель
Государственного университета
– Высшей школы экономики.
дование которых нередко выделяют
в отдельное направление.
Исследователи лоббирования
выделяют, в качестве основного,
вопрос о взаимосвязи между затратами
на лоббирование и его
результатами. Под результатами
можно понимать выделяемые ресурсы,
перераспределяемые ресурсы,
принятие тех или иных законов
и норм и многое другое.
Оценка взаимосвязи затрат и результатов,
как и оценка влияния
самого лоббирования на экономическое
развитие, до настоящего
времени остаются одним из
дискуссионных моментов экономической
теории и практики.
Вместе с тем, результаты многочисленных
эмпирических исследований
свидетельствуют о том,
что, как правило, «неупорядоченное»,
нелегальное лоббирование
и коррупция отрицательно коррелируют
с эффективностью экономической
системы и ее развитием.
Институт
лоббирования часто
анализируется в рамках концепции
так называемых сетей «патрон–клиент»,
по каналам которых
и осуществляется лоббирование.
Но в ряде стран (например
– Таиланде и Малайзии) коррумпированность
и развитость
сетей «клиент–агент» сочетались
до финансового кризиса во второй
половине 90-х годов с высоким
экономическим ростом1. Поэтому
результаты эмпирических
исследований в большой степени
зависят от выбора стран, в которых
проводится исследование.
Сами эмпирические исследования
могут проводиться и проводятся
на микро- и макроуровнях
как на основании статистических
данных, так и на основе анализа
отдельных случаев и фактов
(case-studies). Последний представляется
особенно важным тогда,
когда страна переживает
кризисы и острые переходные
процессы, подобные тем, которые
происходили в России в последние
пятнадцать лет. Некоторые
аспекты лоббирования и
коррупции в этот период и являются
предметом настоящего исследования.
Коррупцию
в ряде случаев
можно рассматривать как особую
нелегальную форму лоббирования,
когда государственные и
общественные служащие (законодатели)
используют свое служебное
положение для незаконного
получения или предоставления
кому бы то ни было благ за
вознаграждение. Коррупция может
интерпретироваться как приватизация
административного
1
См.: Rents, Rent-seeking and
Economic Development: Theory and
Evidence in Asia / Ed. by M. H. Khan,
K. S. Jomo. Cambridge, 2000.
80
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №5
Методы игры
Авто
р
аф
о
р
и
зма
И
з
бес
е
н
е
и
зв
е
с
т
е
н
д
де
д
у
ш
к
и
с
в
н
у
ч
ко
й
Стр.1