Е. Шугрина*
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ
ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)
М
униципальный контроль –
это разновидность контроля,
осуществляемого на муниципальном
уровне. Контрольными
полномочиями могут обладать
органы местного самоуправления,
их структурные подразделения,
должностные лица.*
Контрольные полномочия органов
местного самоуправления
должны быть предусмотрены в
уставе муниципального образования.
Принято считать, что
представительный орган играет
роль главного контролера; имея
контрольные функции, может
руководить местной администрацией
и осуществлять контроль за
деятельностью ее структурных
подразделений и должностных
лиц. В том случае, если глава
муниципального
образования
является председателем представительного
органа, он имеет
также ряд контрольных полномочий
организационного содержания
по отношению к депутатам и
представительному органу в целом.
Администрация (в лице
должностных лиц – руководителей
структурных подразделений)
в свою очередь осуществляет
контроль за деятельностью нижестоящих
структурных подразделений
органов местного самоуправления,
а также за деятельностью
муниципальных предприятий,
учреждений и организаций1
.
Действующее
законодательство
возлагает на органы местного
самоуправления различные контрольные
и надзорные функции –
устоявшимися являются такие
термины как лесной, земельный,
экологический контроль. Значительными
особенностями обладают
органы финансового контроля,
осуществляемого специ*
Шугрина Екатерина Сергеевна –
канд. юрид. наук, доцент кафедры
конституционного и муниципального
права России, МГЮА.
1
Муниципальное право / Под ред.
Í.Ì. Êîíèíà, Ì. 2006. Ñ.367-368.
2 Комментарий к кодексу Хабаровского
края об административных
правонарушениях (научно-практический)
/ Под îáù. ðåä. È.À. Полянского.
Хабаровск, 2005. Ñ.162.
ально создаваемыми счетными
палатами или иными органами.
Контрольными функциями наделяются
и избирательные комиссии
муниципального образования.
Полномочия
органов местного
самоуправления определяются в
соответствии с законодательством
в уставах муниципальных
образований и других муниципальных
правовых актах, полномочия
структурных подразделений
органов местного самоуправления
и органов местной
администрации и их должностных
лиц – в нормативных правовых
актах органов местного самоуправления.
При осуществлении
муниципального контроля
органы и должностные лица местного
самоуправления принимают
муниципальные правовые
акты (предписания, постановления,
представления), которые
подлежат обязательному исполнению
на всей территории муниципального
образования2
.
Согласно положению о порядке
осуществления муниципального
контроля на территории Великого
Новгорода, утвержденного
решением городской Думы Великого
Новгорода (Новгородская
îáëàñòü) от 27 февраля 2003 года
¹488 (â ðåä. от 28 августа
2006 года) муниципальный контроль
– проведение проверки
выполнения гражданином, юридическим
лицом или индивидуальным
предпринимателем нормативных
правовых актов органов
местного самоуправления
Великого Новгорода, а также
иных норм и правил, установленных
федеральными и областными
законами, контроль за осуществлением
которых возложен на органы
местного самоуправления.
Муниципальный контроль осуществляется
уполномоченными лицами,
перечень которых утверждается
решением городской
Думы из числа муниципальных
служащих аппарата городской
Думы и правовым актом Администрации
города из числа муниципальных
служащих Администрации
города. Муниципальный
контроль включает в себя проведение
плановых и внеплановых
проверок.
Плановые проверки проводятся
на основании плана проверок,
утверждаемого решением городской
Думы или правовым актом
Администрации города, и могут
быть ежемесячными, квартальными
или годовыми. План проверок
включает в себя наименование
юридических лиц, данные об
индивидуальных предпринимателях
и гражданах, осуществляющих
свою деятельность на территории
Великого Новгорода и в
отношении которых осуществляется
муниципальный контроль,
наименование структурного подразделения
аппарата городской
Думы или структурного подразделения
Администрации города,
а также фамилии и инициалы
уполномоченных лиц, на которых
возлагается ответственность за
организацию и осуществление
контроля. При этом в план могут
вноситься изменения в установленном
порядке.
Внеплановые проверки проводятся
на основании письменных
обращений граждан и юридических
лиц, организаций, осуществляющих
контроль и надзор за
соблюдением законодательства,
с
резолюцией
заместителя
Председателя городской Думы
или заместителя Главы администрации
города, курирующего
соответствующую деятельность,
а также поручения Мэра города
или заместителя Главы администрации
города.
При осуществлении муниципального
контроля уполномоченное
лицо обязано иметь при себе
Е. Шугрина. Некоторые особенности контроля внутри муниципального образования …
43
Стр.1