Ñ. Овсянников, À. Áðåæíåâ, Ñ. Çþçèí1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ2
ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В
1настоящей статье проанализирован
опыт Саратовской
области по оптимизации и
практической реализации круга
вопросов, имеющих государственное
и местное значение,
обоснованию
необходимости
правовой фиксации на региональном
уровне указанных в Федеральном
законе от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ» полномочий,
передаваемых между уровнями
местного самоуправления.2
Большое внимание уделяется
проблемам финансового обеспечения
передаваемых полномочий
и возможностям государственного
контроля за их исполнением,
ответственности органов государственной
власти и местного
самоуправления за осуществлением
собственной компетенции
и нормативно-делегированных
полномочий. Особо рассматриваются
проблемы взаимодействия,
связанные с перспективой
передачи полномочий на уровень
поселений в 2007 ãîäó.
Оптимизация предметов ведения
и полномочий органов государственной
власти субъекта
1 Овсянников С.А., министр Саратовской
области – председатель комитета
по работе с органами местного
самоуправления и территориями
Саратовской области; Брежнев А.В.,
начальник отдела правовой, организационной
работы,
ê.ý.í.; Зюзин
С.Ю., начальник отдела по работе
с выборными органами местного
самоуправления.
2 Оптимизация – это отражение в
нормах действующего законодательства
фактического соотношения государственной
и муниципальной власти;
это процесс достижения средствами
права (правового регулирования)
рационального согласования
предметов ведения и полномочий
органов государственной власти и
органов местного самоуправления в
интересах населения муниципальных
образований.
Федерации и органов местного
самоуправления –
важнейшая
составляющая и наиболее приоритетное
направление совершенствования
правовых основ
публичной власти в Российской
Федерации.
Одной из стратегических задач
центральной власти является установление
оптимальной системы
распределения полномочий по
уровням власти, определение
механизмов е¸ коррекции и совершенствования
в соответствии
с реальными возможностями конкретных
типов муниципальных
образований.
Закрепление местного самоуправления
в Российской Федерации
в качестве особого уровня
публичной власти неизбежно
предполагает определ¸нные е¸
цели, задачи, функции и компетенцию.
Иными словами, законодательно
должно быть определено,
какие именно вопросы публичного
характера решают на
соответствующем уровне местного
самоуправления, какими
полномочиями наделяются его
органы.
Для формирования законодательства
о местном самоуправлении
этот вопрос является главным,
поскольку, не определив
компетенции местного самоуправления,
невозможно ответить
на другие насущные вопросы:
– какой вариант организационной
структуры местного самоуправления
в том или ином муниципальном
образовании наиболее
оптимален и может эффективно
справиться с установленными
для него полномочиями;
–
какой объ¸м материальных
и финансовых ресурсов необходим
для их реализации;
– в ч¸м может и должна состоять
поддержка местного самоуправления
со стороны государства
и ò.ä.
В литературе однозначное определения
понятия «компетенция»
отсутствует. Одни уч¸ные утверждают,
что компетенция – это
совокупность полномочий и прав.
Другие, что компетенция – это
совокупность прав и обязанностей.
Третьи заявляют, что компетенция
– это совокупность функций
органов власти, его права,
обязанности, основных форм и
методов работы. Правоведы Кутафин
О.Е. и Шеремет К.Ф. определяют
компетенцию как правовую
категорию, структура которой
складывается из предметов ведения,
прав и обязанностей, как
правовое средство (форма) общественного
разделения труда по
управлению государством и обществом.3
Кокотов
À.Í., и Выдрин È.Â.
под структурой органов местного
самоуправления понимают систему,
имеющую самостоятельный
статус органов, осуществляющих
на территории муниципального
образования функции и полномочия
местного самоуправления.4
Малый А.Ф. определяет
компетенцию органов власти как
совокупность его властных полномочий
по определ¸нным предметам
ведения, установленных
законом.5
В словаре Ожегова С.И. и Советском
энциклопедическом словаре
компетенция определяется
как круг полномочий.6
Все полномочия органов местного
самоуправления условно
можно разделить на следующие
группы:
3 Ñì.: Кутафин Î.Å., Шеремет Ê.Ô.
Компетенция местных Советов. М.
1986. Ñ.22.
4 Ñì.: Кокотов À.Í., Выдрин È.Â.
Муниципальное право России. М.
2002. Ñ.162–163.
5 Ñì.: Малый À.Ô. «Государство и
ïðàâî». 2001. ¹3. Ñ.94–99.
6 См.: Ожегов С.И. Словарь русского
ÿçûêà. Ì. 1968. Ñ.281.
С. Овсянников, А. Брежнев, С. Зюзин. Некоторые аспекты оптимизации предметов …
51
Стр.1