Дементьев1
НОВАЯ РЕФОРМА МЕСТНОЙ ВЛАСТИ:
ИСТОРИЯ И ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ
История местного самоуправления в России в
современный период, начиная с 1990 года по 2003
год, насчитывает три принципиально отличающихся
друг от друга и по форме и главное, по содержанию законов федерального уровня, регулирующих
вопросы организации местного самоуправления. <...> Как известно, началу реформирования системы
власти в России положили первые выборы в органы
государственной власти СССР в 1989 году и последующие в 1990 году выборы депутатов Съезда народных депутатов Российской Федерации и депутатов местных советов. <...> С этого закона началось практическое
реформирование системы власти в России. <...> Основная проблема заключалась в необходимости разделения функций и полномочий единой государственной власти по вертикали на государственную и местную власть. <...> 1
До 1993 года преобразование системы единой
государственной власти, системы местного государственного управления в систему местного самоуправления основывалось на системе административно-территориального деления. <...> Как известно, и в
СССР, и в Российской Федерации действовала
система административно-территориального деления, унифицированная для всех субъектов Федерации. <...> Система местных органов государственной
власти включала в себя следующие административно-территориальные единицы, подчиненные по
вертикали исполнительной власти: район, город
областного, окружного, краевого, республиканского
подчинения; поселок, город районного подчинения,
сельский совет. <...> В соответствии с принятым в 1991
году Законом Российской Федерации О местном
самоуправлении в Российской Федерации система
местного самоуправления строилась по административно-территориальному принципу. <...> С принятием в 1990 году Закона СССР Об общих началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР началось выделение системы
местного самоуправления из системы единой государственной власти путем передачи <...>
Новая_реформа_местной_власти_история_и_вопросы_реализации.pdf
А. Дементьев1
НОВАЯ РЕФОРМА МЕСТНОЙ ВЛАСТИ:
ИСТОРИЯ И ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ
История местного самоуправления в России в
современный ïåðèîä, начиная с 1990 года по 2003
год, насчитывает три принципиально отличающихся
друг от друга и по форме и главное, по содержанию
законов федерального уровня, регулирующих
вопросы организации местного самоуправления.
Как известно, началу реформирования системы
власти в России положили первые выборы в органы
государственной власти СССР в 1989 году и последующие
в 1990 году выборы депутатов Съезда народных
депутатов Российской Федерации и депутатов
местных советов. Верховный Совет СССР принял
в 1990 году закон, который впервые ввел в законодательную
практику понятие “местного самоуправления”.
С этого закона началось практическое
реформирование системы власти в России. Основная
проблема заключалась в необходимости разделения
функций и полномочий единой государственной
власти по вертикали на государственную и местную
власть.1
До 1993 года преобразование системы единой
государственной власти, системы местного государственного
управления в систему местного самоуправления
основывалось на системе административно-территориального
деления. Как известно, и в
СССР, и в Российской Федерации действовала
система административно-территориального деления,
унифицированная для всех субъектов Федерации.
Система местных органов государственной
власти включала в себя следующие административно-территориальные
единицы, подчиненные по
вертикали исполнительной власти: район, город
областного, окружного, краевого, республиканского
подчинения; поселок, город районного подчинения,
сельский совет. В соответствии с принятым в 1991
году Законом Российской Федерации “О местном
самоуправлении в Российской Федерации” система
местного самоуправления строилась по административно-территориальному
принципу. Администра1
Советник отдела государственного строительства
Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.
80
тивно-территориальные
единицы одновременно
являлись и единицами местного самоуправления.
С принятием в 1990 году Закона СССР “Об общих
началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР” началось выделение системы
местного самоуправления из системы единой государственной
власти путем передачи местным органам
управления определенных властных полномочий.
Союзный закон был значительным шагом вперед.
Основные его недостатки заключались в том,
что его нормы носили рамочный характер, что не
позволяло в субъектах Федерации оперативно устанавливать
разграничение полномочий между нарождающимися
властными представительными
структурами – советами и их исполнительными органами
– исполнительными комитетами. В СССР
практически отсутствовал столь необходимый в тех
условиях опыт реализации положений рамочных
законов и разграничения властных полномочий в
действовавшей в то время системе двойного подчинения
исполнительных органов по вертикали. И
этот в целом прогрессивный закон вызвал многочисленные
коллизии, связанные с радикальным
переходом от “прямого” управления в советской
однопартийной системе к системе управления в
рамках самостоятельных исполнительно-распорядительных
полномочий советских органов различного
уровня.
В результате проведения относительно демократических
выборов в советы в 1990 году ситуация
начала радикально изменяться. Возникли политические
предпосылки для действительного перехода
властных полномочий от парткомов и исполкомов к
советам. Однако отсутствие в законах детального
регулирования предметов ведения и полномочий и,
в особенности, конкретного административноправового
механизма распределения правомочий и
ответственности порождало в первый год деятельности
новых представительных органов – советов
конфликты между исполнительными и представительными
органами местной власти.
Этот конфликт был практически разрешен с принятием
Закона РФ “О местном самоуправлении в
Российской Федерации” в 1991 году. Закон, в частМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹1/2005 ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Стр.1