Институт государственного и муниципального управления
Академии управления при Президенте Кыргызской Республики1
Фонд Ханнса Зайделя
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ВЫБОРНЫХ ЛИЦ И СЛУЖАЩИХ СЕЛЬСКИХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В Кыргызстане за последние
годы достигнут определенный
прогресс в развитии местного
самоуправления к 2002 году все
города и села перешли на принципы местного самоуправления. <...> Приняты нормативные и правовые
акты, закрепляющие новый статус
выборных органов и лиц местного
самоуправления,
финансовоэкономическую базу и другие отношения. <...> Критическим условием
успеха реформ местного самоуправления в Кыргызской Республике теперь становится наличие
достаточного числа кадров муниципальных служащих, обладающих необходимыми знаниями и
навыками, способных на должном
уровне исполнять свои профессиональные обязанности, решать
социальные и экономические проблемы. <...> 1
В результате прошедших в
2001 году выборов глав городов и
сел, органы местного самоуправления возглавили новые руководители, не все из которых обладают необходимыми знаниями и
навыками работы в современных
условиях. <...> Это, а также
все время происходящие изменения во внешней и внутренней
среде, делают приоритетным подготовку, переподготовку и повышение квалификации служащих и
выборных лиц местных органов
власти. <...> В системе местного самоуправления работают около 16
тыс. человек, действуют 460
айыльных и поселковых кенешей
и управ, 22 городских кенеша и
10 мэрий и 12 управ. <...> Это определяет приоритетность
обучения
кадров
сельских органов местного самоуправления. <...> Официально еще не приняты соответствующая концепция, стратегия и программа их
реализации. <...> По этой причине
пока не сложилась постоянно
действующая система подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников МСУ. <...> Отсутствует национальный центр,
где работники местного самоуправления могли бы получать на
современном <...>
Исследование_по_разработке_концепции_обучения_выборных_лиц_и_служащих_сельских_органов_власти_Кыргызской_Республики.pdf
Институт государственного и муниципального управления
Академии управления при Президенте Кыргызской Республики1
Фонд Ханнса Зайделя
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ВЫБОРНЫХ ЛИЦ И СЛУЖАЩИХ СЕЛЬСКИХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В Кыргызстане за последние
годы достигнут определенный
прогресс в развитии местного
самоуправления – к 2002 году все
города и села перешли на принципы
местного самоуправления.
Приняты нормативные и правовые
акты, закрепляющие новый статус
выборных органов и лиц местного
самоуправления,
финансовоэкономическую
базу и другие отношения.
Критическим условием
успеха реформ местного самоуправления
в Кыргызской Республике
теперь становится наличие
достаточного числа кадров муниципальных
служащих, обладающих
необходимыми знаниями и
навыками, способных на должном
уровне исполнять свои профессиональные
обязанности, решать
социальные и экономические проблемы.1
В
результате прошедших в
2001 году выборов глав городов и
сел, органы местного самоуправления
возглавили новые руководители,
не все из которых обладают
необходимыми знаниями и
навыками работы в современных
условиях. Кроме того, ранее проведенная
аттестация работников
органов местного самоуправления
показала недостаточно высо1
Рабочая группа в составе:
Узакбаев К. Э. – директор Института
государственного и муниципального
управления Академии управления
при Президенте Кыргызской Республики,
Мурзаев
Ñ. Ê.- è.î. доцента кафедры
государственного управления
Института государственного и муниципального
управления Академии
управления при Президенте Кыргызской
Республики,
Бектенова А. Э. – старший преподаватель
кафедры государственного
управления Института государственного
и муниципального управления
Академии управления при Президенте
Кыргызской Республики.
42
кий уровень их профессиональных
знаний и навыков. Это, а также
все время происходящие изменения
во внешней и внутренней
среде, делают приоритетным подготовку,
переподготовку и повышение
квалификации служащих и
выборных лиц местных органов
власти. О масштабе этой проблемы
свидетельствуют следующие
цифры. В системе местного самоуправления
работают около 16
тыс. человек, действуют 460
айыльных и поселковых кенешей
и управ, 22 городских кенеша и
10 мэрий и 12 óïðàâ. Важность
этой проблемы особенно ощущается
на низовом – сельском уровне,
где проживает около 65% населения
страны и где за чертой
бедности проживает более 50%
населения. Это определяет приоритетность
обучения кадров
сельских органов местного самоуправления.
По
разным причинам в Кыргызстане
еще не выработана ясная
политика в сфере обучения
работников местного самоуправления.
Официально еще не приняты
соответствующая концепция,
стратегия и программа их
реализации. По этой причине
пока не сложилась постоянно
действующая система подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации работников МСУ.
Отсутствует национальный центр,
где работники местного самоуправления
могли бы получать на
современном уровне разнообразные
образовательные услуги
– обучающие курсы различной
продолжительности по различным
темам. Обучающие курсы,
проводимые при поддержке различных
донорских организаций,
не могут в полной мере удовлетворить
эти потребности, однако
идеи, подходы и опыт в их проведении
могут стать основой
формирования государственной
политики и единой системы в
этой области.
Фонд Ханнса Зайделя, как и
другие донорские организации,
может внести свой полезный
вклад в обучение работников местного
самоуправления Кыргызской
Республики, в формирование
системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
кадров и укрепление
соответствующего потенциала.
Цель данной исследовательской
работы – обосновать эффективную
модель обучения кадров
сельских органов местного
самоуправления подходящую по
целому ряду условий: потребностям,
целям, возможностям, срокам,
имеющемуся потенциалу,
культуре, традициям и т.д.
В ходе исследования по разработке
концепции обучения
кадров сельских органов местного
самоуправления решались
следующие задачи: цели и задачи
обучения, целевые группы и
их потребности в обучении, модели
организации учебного процесса,
содержание учебных планов
и обучающих программ и др.
В работе для обсуждения
представлен проект концепции
обучения кадров сельских органов
самоуправления в двух формах:
–
подготовка по магистерской
программе по направлению «Менеджмент»
со специализацией
«Государственное управление и
местное самоуправление» в течение
одного года, для представителей
сельских органов местного
самоуправления;
– краткосрочные обучающие
курсы для выборных лиц и служащих,
занимающих должности в
сельских органах местного самоуправления
и ответственных за
экономику и финансы.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹2/2006 ПРОГРАММА
Стр.1