Конгресс местных и региональных властей Европы
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ
ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
о преимуществах и недостатках прямых выборов исполнительных органов на местном уровне
на основе принципов Европейской хартии о местном самоуправлении1
Конгресс, принимая во внимание предложение
Палаты местных властей,1 <...> Статью 2 пункт 1 подпункт b Резолюции Комитета Министров (2000) 1 о Конгрессе Совета Европы, в которой заявляется, что одной из целей Конгресса является выдвижение предложений Комитету Министров по содействию местной демократии; <...> Статью 2 пункт 3 этой же Резолюции, согласно
которой Конгресс будет обеспечивать выполнение
принципов Европейской хартии о местном самоуправлении (ниже именуемой Хартией); <...> c. пояснительный меморандум и Рекомендацию
CPL (11) 2 о преимуществах и недостатках прямых
выборов местных исполнительных органов (ниже
именуемых местными исполнительными органами
или мэрами) (CPL (11) 2 Часть II); <...> Рекомендацию 113 (2002) Конгресса об отношениях между общественностью, местными выборными органами и исполнительными органами в условиях местной демократии. <...> a. как об этом свидетельствуют общие тенденции, за последние годы в Европе наблюдается постоянный сдвиг в пользу прямых выборов местных
исполнительных органов; <...> b. в тех странах, где непрямые выборы связаны с
определенными аспектами прямого участия правительства, или являются прерогативой королевской
власти, есть некоторые признаки постепенного
смягчения ситуации; <...> Полагает, что следующие причины, основанные на практике и опыте последних 10 лет местного самоуправления в Европе, могут свидетельство-
1 11-ая Пленарная сессия Палаты местных властей,
Страсбург, 18 мая 2004 г. CPL (11) 2
Рекомендация/REС. <...> Одиннадцатая сессия КМРВЕ,
Страсбург, 25-27 мая 2004 г.
вать в пользу прямых выборов исполнительных органов на местном уровне: <...> Самым важным среди преимуществ прямых выборов исполнительных органов <...>
О_преимуществах_и_недостатках_прямых_выборов_исполнительных_органов_на_местном_уровне.pdf
Конгресс местных и региональных властей Европы
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ
ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
о преимуществах и недостатках прямых выборов исполнительных органов на местном уровне
на основе принципов Европейской хартии о местном самоуправлении1
Конгресс, принимая во внимание предложение
Палаты местных властей,1
1. Принимая во внимание:
a. Статью 2 пункт 1 подпункт b Резолюции Комитета
Министров (2000) 1 о Конгрессе Совета Åâðîïû,
в которой заявляется, что одной из целей Конгресса
является выдвижение предложений Комитету
Министров по содействию местной демократии;
b. Статью 2 пункт 3 этой же Резолюции, согласно
которой Конгресс будет обеспечивать выполнение
принципов Европейской хартии о местном самоуправлении
(ниже именуемой “Хартией”);
c. пояснительный меморандум и Рекомендацию
CPL (11) 2 о преимуществах и недостатках прямых
выборов местных исполнительных органов (ниже
именуемых местными исполнительными органами
или ìýðàìè) (CPL (11) 2 Часть II);
d. Рекомендацию 113 (2002) Конгресса об отношениях
между общественностью, местными выборными
органами и исполнительными органами в условиях
местной демократии.
2. Îòìå÷àåò, ÷òî:
a. как об этом свидетельствуют общие тенденции,
за последние годы в Европе наблюдается постоянный
сдвиг в пользу прямых выборов местных
исполнительных органов;
b. в тех странах, где непрямые выборы связаны с
определенными аспектами прямого участия правительства,
или являются прерогативой королевской
власти, есть некоторые признаки постепенного
смягчения ситуации;
3. Полагает, что следующие причины, основанные
на практике и опыте последних 10 лет местного
самоуправления в Европе, могут свидетельство1
11-ая Пленарная сессия Палаты местных властей,
Страсбург, 18 мая 2004 ã. CPL (11) 2
Рекомендация/REС. Одиннадцатая сессия КМРВЕ,
Страсбург, 25-27 мая 2004 ã.
вать в пользу прямых выборов исполнительных органов
на местном уровне:
a. БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЛЕГИТИМНОСТИ.
Самым важным среди преимуществ прямых выборов
исполнительных органов является политическая,
демократическая и моральная легитимность,
которая связана с прямыми выборами народом
своего мэра, по сравнению с выборами мэра более
узкой группой советников. Исходя из этого, по мнению
Конгресса, такие прямые выборы:
i. повышают общую легитимность политической
системы на местном уровне и могут предоставить
двойную возможность гражданам – голосовать
как за кандидата от партии, так и за независимого
кандидата;
ii. обеспечивают, как представляется, более
четкое разделение властей между представительным
и исполнительным органом;
iii. дают мэру возможность действовать более
или менее независимо от узкопартийного давления
со стороны муниципального совета, состоящего
из представителей различных политических
партий;
iv. повысят независимость выборного собрания
от исполнительной власти и тем самым
реальность контроля над ней;
b. БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ. Еще
одним преимуществом является расширение участия
в демократических процессах, вовлеченность
и обязательства со стороны местного населения,
что будет отражаться и на более высокой явке на
выборы. Таким образом, Конгресс считает, что такой
тип выборов:
i. содействует укреплению самих корней местной
демократии и первичным фазам ее развития,
а также помогает населению четко осознать местный
уровень публичного управления и ознакомиться
с идеей местного самоуправления;
ii. способствует более высокому уровню информированности
населения о концепции местКонгресс
местных и региональных властей Европы. О преимуществах и недостатках…
49
Стр.1