Понятие нравственного наслаждения и его место в теории социального развития П. Л.
Лаврова. <...> Понятие нравственного наслаждения является одним из главных
Фундаментальность этого понятия
в этике.
не раз подчеркивали многие представители, как
мировой, так и отечественной этической мысли. <...> Изучением феномена нравственного
наслаждения, занимался и П. Л. Лавров, один из виднейших представителей русской
революционной мысли. <...> В его теории нравственности и социального развития
наслаждение признаётся одной из важнейших категорий, определяющей весь дальнейший
путь развития личности. <...> Целью данной статьи является анализ понятия нравственного наслаждения
личности в контексте теории нравственного развития П. Л. Лаврова. <...> С точки зрения П. Л. Лаврова нравственность не является врождённым свойством
человека: Он действует согласно своим биологическим инстинктам, «согласно своим
мгновенным аффектам и страстям»1. <...> В то же самое время неверно определять поведение
человека, как безнравственное, ведь осознание необходимости моральной регуляции
своего поведения, приходит позже, в результате «включённости» личности в социальную
деятельность. <...> П. Л. Лаврова связано с социальным и
историческим развитием человечества. <...> По его мнению, если: «…отсутствует потребность
в развитии, следовательно, отсутствует и сама нравственная жизнь». <...> П. Л. Лавров выдвигает целую теорию обоснования потребности, как движущей
силы социально-исторической деятельности человека, в основе которого – инстинкт
сохранения жизни и инстинкт получения наслаждения. <...> Лавров видит два основных мотива, которые для первобытного человека
выступают в качестве некой программы действий, они не просто побуждают, они
направляют его действия. <...> Нужно отметить, что эти мотивы тесно взаимосвязаны между собой, но Лавров
ещё подчёркивает, что первый мотив является по своей сути простой биологической
потребностью к выживанию, не отличающейся по своему содержанию <...>