Этико-смысловое содержание понятия «договор» в философии
антропологизма П.Л.Лаврова. <...> Нравственно-критическое осмысление государственного начала в
философии П.Л.Лаврова. <...> Государство глазами «критически мыслящей личности»:
этический антропоцентризм П.Л.Лаврова о нравственном начале в
государстве. <...> В статье рассматриваются проблемы теории и практики, теории и
практики общественного прогресса в русской философско-социологической
традиции конца XIX века. <...> Даётся характеристика нравственного начала
как интегративного показателя социального прогресса. <...> Хотя ни об одном из великих общественных принципов нельзя сказать, что им не злоупотребляли,
идеализируя его, но едва ли в последний период который-либо принцип подвергался в такой мере подобной
операции, как принцип государства.
другие ставили выше всего механическую связь его частей путем искусной администрации, единообразных
законов, единообразных форм жизни на всей его территории; третьи доказывали, что лишь органическая
связь живых и достаточно самостоятельных центров, соединенных общностью ясно сознанных интересов,
составляет государство. <...> Оказалось необходимым вести полемику не за государство или против него, а
уяснить себе, в чем именно состоит настоящее идеальное государство.
именно государство есть главный общественный принцип, казалось, и спорить было нечего.
доказав, что государство есть, собственно, не продукт разума и обдуманности, а естественное' культурное
явление в общественной жизни. <...> Этим думали, конечно, придать ему добавочную прочность, но в сущности
подрывали его идеалистическое значение: все необходимое и чисто естественное человек стремится
осмыслить и переработать. <...> Следовательно, является вопрос: не должно ли переработать и естественное
явление государства в высший продукт так, чтобы доля человеческого разума превзошла в нем долю
естественного материала? <...> Пока люди живут вместе, преследуя экономические, нравственные <...>