Ю.А. Головин, кандидат филологических наук,
профессор, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики МГУКИ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Определяя концептуальную основу конкретного регионального
литературно-художественного
проблемно-тематической
журнала,
после
составляющей,
рассмотрения
необходимо
его
решить
следующую исследовательскую задачу: как определяют творческое лицо
журнала
авторский
состав
и
ориентация
на
определенную
аудиторию? <...> В этом смысле, поистине крупных успехов добился журнал «Урал»,
ежемесячный
литературно-художественный
и
публицистический
журнал. <...> Редакция объявила свое кредо: «Это широкий взгляд на
литературу,
отсутствие
групповых
пристрастий,
эстетическая
"веротерпимость». <...> Проза
журнала представляет собой сочетание традиционной реалистической
прозы с необычной, тяготеющей к фантастике, игре воображения, к
смещению реальности, причем последняя - преобладает. <...> Карюнин автор
необычного текста «К вопросу о формообразовании синтагмы «малый
большой теннис». <...> В последнее время возник новый тип - литературно-исторический
журнал. <...> . Он вызван к жизни потребностью расширения и
2
углубления исторического взгляда на события, ухода от конъюнктуры,
от черно-белого изображения. <...> Сегодня «во внутреннем круге» интересов аудитории у нас
появились и ниши абсолютно оригинальные, не известные не только на
Западе, но до недавнего времени, и в самой России, хотя уже имеется
некоторая российская традиционность их образования и заполнения,
насчитывающая, по крайней мере, десяток лет. <...> Если отталкиваться от
традиционных представлений, эти интересы, безусловно, находятся на
горизонтальной оси читательских пристрастий и, что для нас
немаловажно, имеют почти точную временную систему координат. <...> Нам важно здесь отметить <...>
Особенности_функционирования_региональных_литературно-художественных_журналов_в_условиях_трансформации_социокультурной_среды__.pdf
Ю.А. Головин, кандидат филологических наук,
профессор, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики МГУКИ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Определяя концептуальную основу конкретного регионального
литературно-художественного журнала, после рассмотрения его
проблемно-тематической составляющей, необходимо решить
следующую исследовательскую задачу: как определяют творческое лицо
журнала авторский состав и ориентация на определенную
аудиторию?
В этом смысле, поистине крупных успехов добился журнал «Урал»,
ежемесячный литературно-художественный и публицистический
журнал. Редакция объявила свое кредо: «Это широкий взгляд на
литературу, отсутствие групповых пристрастий, эстетическая
"веротерпимость». «Урал», в его новом виде, сразу сделал ставку на
авторов нетрадиционных направлений в литературе, на молодежь. Проза
журнала представляет собой сочетание традиционной реалистической
прозы с необычной, тяготеющей к фантастике, игре воображения, к
смещению реальности, причем последняя - преобладает.
Большой популярностью у молодых пользуется «журнал в
журнале» - «Текст». Это уникальное явление в периферийных журналах,
- может быть, самая большая заслуга «Урала». «Текст» дает свой шанс
каждому молодому автору. Эпиграф «Текста»: «Наша современность
начинается с поисков невозможной литературы». О характере
творчества представленных в нем молодых авторов можно судить даже
по заголовкам. Андрей Левит - один из интереснейших авторов
«параллельной культуры» - публикует «Перевод» (рассказ), предваряя
его небольшой аннотацией: «Данный текст является процессом перевода
1
Стр.1
статьи Петра Рипсона «What past is present?», т. е. «Какое прошлое
является настоящим?».
А.Берников – один из лидеров «новой прозы» представляет
читателю лирико-философское эссе «Что нам толку от текстов
Кастанеды?». Поэт Антип Одов рекомендует себя как «член общества
малообразованных учеников В.К.Тредиаковского». А.Карюнин автор
необычного текста «К вопросу о формообразовании синтагмы «малый
большой теннис». Экзотичность «текстовиков» скрывает за собой
модернистские поиски новых сфер внутри личности и вне ее. Успех
«Текста», да и всего журнала, далеко перешагнул региональные
границы. Как замечает московский критик Алла Марченко, «легкий и
быстрый успех экспериментально-молодежного номера «Урала»..., а
успех был (в Ленинской библиотеке я лично видела этот выпуск
зачитанным буквально до дыр (1998, № 1), разогнул какие-то скрепы, и
психологические, и издательские, и в самом скором времени из-за
хребта густо, боевым клином и с боевым кличем - идем-де на вы, -
двинул на бывшие столицы крутой уральский авангард. Москва ахнула,
вполне, впрочем, гостеприимно засуетилась - в основном вокруг
Курицына, идеолога и глашатая новой уральской волны...»( Новый мир.1998.-
№ 9.- С.234.) Екатеринбург, как понятно из текста, назван третьей
(литературной) столицей.
Не все удачно в экспериментаторском творчестве «Урала», порой
закодированность текста не позволяет пробиться к читателю. Но
поставленной цели - привлечь авторов «новой волны» и добиться
популярности у молодежи и других слоев читателей «нетрадиционной»
литературы - журнал добился.
В последнее время возник новый тип - литературно-исторический
журнал. Таков литературно-исторический журнал «Русь» (г.Ростов,
Ярославская обл.). Он вызван к жизни потребностью расширения и
2
Стр.2