Константин Сергеевич Аксаков
О повести г-жи Кохановской "после обеда в гостях" в 16 Ќ "Русского вестника"
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Среди
множества повестей, поставляемых в журналы, редко встречаются
такие, на которых бы внимание могло остановиться долее того времени, какое
нужно на прочтение их. Хотя бы повесть была подписана и известным именем в
литературе, - все же заранее знаешь и приемы и направление,
раз
высказавшиеся, знаешь весь состав повести и даже относительное количество
входящих сюда составных частей, - так что никакого труда не стоит тут же
разложить химически _создание_ современного сочинителя повестей и романов,
потому именно, что это не создание, а состав, сделанный с большою ловкостью
и изредка с талантом.
Тем приятнее было встретить неожиданно рассказ, отличающийся от прочих
произведений в этом роде. Мы говорим о
повести "После обеда в гостях",
помещенной в 16 Ќ "Русского вестника" нынешнего года. Эта повесть так
замечательна, что мы не можем удержаться, чтоб не сказать о ней несколько
слов.
Прежде всего останавливает нас значение содержания самой повести,
значение чисто внутреннее, психологическое. Одно уже это содержание обличает
в сочинительнице необыкновенную глубину взгляда и понимание нравственного
мира. Вот в чем дело. Молодую девушку против воли выдают замуж (случай, к
сожалению, нередкий и не нуждающийся в осуждении), и ее душою овладевает
ожесточение, ожесточение страшное, безжалостное, свирепое. Душа оцепенела, и
молодая женщина равнодушно смотрит на горькие слезы терзающейся матери,
только тут понявшей, что она сделала, на мучения мужа. Жалости, сострадания,
любви нет места в этой ожесточившейся душе. Когда мать, провожая молодых,
стала по обычаю потчевать их блинами и слезы у нее капали на тарелку, -
"солоно будет масло, матушка", - говорит ей молодая женщина. Всякий, кому
пришлось бы встретить в своем ближнем такое страшное, неподвижное состояние
души, как бы схваченной судорогою, как бы застывшей в холодном озлоблении,
понял бы, что при таком состоянии, при
таком полном исключении любви и
добра, - нет той жестокости, перед которою остановился бы человек, нет того
раздирающего положения, того сострадания, которое могло бы умилить,
подвигнуть на жалость. Это - не раздражение, не увлечение гнетом, это -
холодное озлобление, оцепенение души. Понятно, что такое состояние далеко
становит человека от учения Христа, ибо это состояние есть исключение любви
из души человеческой, а стало быть, и
исключение учения любви. Молитва
невозможна; она может исполняться лишь наружно, как церковный обряд. Как, с
ненавистью в сердце, молить бога, который есть любовь? - "Даже от господа
бога отступилась (так рассказывает сама эта женщина в повести)... Не могу я
богу молиться, да и не могу, вконец не могу. Стану перед образами, да как
положу на себе крест, уж он мне тяжел, тяжел показывается... так я постою и
отойду..." Долго цепенела в этом ожесточении молодая женщина, и опять то же
божественное учение пришло само к ней, чтобы пробудить в ней чувство любви и
открыть затворенный самим человеком путь к своему Спасителю,
путь,
невозможный без любви. Однажды, сидя у окна, молодая женщина увидала, что
под ее окном на завалинке сидит нищая или, лучше сказать, странница; она
подала ей милостыню по обычаю, но странница заметила ее горе, заговорила с
ней своею простою речью, и слова ее хотя глухо, но отозвались в ее душе. -
Лицо это выведено с удивительною мерою, без малейшего усилия и приторности,
во что так легко можно было впасть. И вот между молодою женщиною и
странницею образовалась тайная связь и шли тихие беседы, которые, хотя не
касались самого дела, но, по крайней мере, шевелили душу молодой женщины.
Встреча с странницей только потрясла это ожесточение; душа поколебалась, но
прежнее состояние еще не прошло. Молодые супруги, прожив с год таким
образом, едут к матери. Тут дорогой молодой женщине, в душе которой шла
какая-то тревога, захотелось пройтись, и она вышла из повозки; нужно было
переходить через плохой мосток; муж хотел поддержать жену, но жена бросилась
в сторону от мужа, не удержалась и упала под мосток; она не ушиблась, но муж
был объят ужасом и мучением; молодой женщине _стало жалко его_. Едучи потом
Стр.1