Константин Сергеевич Аксаков
"Разговор" Ив. Тургенева.
1845. САНКТПЕТЕРБУРГ
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Всякое
сколько-нибудь замечательное или сильное явление имеет своих,
часто неудачных подражателей. В последнее время нашей литературы Лермонтов
был таким явлением и также увлек за собою многих неудачных подражателей; к
их числу принадлежит и г. Тургенев, сочиняющий, подобно Лермонтову, и в
стихах, и в прозе. Перед нами теперь его небольшое стихотворение "Разговор",
написанное размером "Мцыри". Постараемся передать читателям содержание этого
сочинения, написанного вяло, не имеющего ни одного такого места, которое бы
захотелось выписать. Дело вот в чем: старик, который называется здесь
отшельником, живет один в пустынном месте; про него говорится, между прочим,
следующее:
И озарилися слегка
Немые губы старика
Под длинной белой бородой
Улыбкой грустной, но живой.
(стр. 3)
Вдруг является молодой человек, и разговор начинается. Пришлец говорит
несколько в духе героев Лермонтова; но здесь не видать только таланта сего
последнего. Он (молодой человек) представитель уже нового поколения.
Разговор идет о любви, и здесь в параллель любви старика, уже не
современной, рассказывает молодой человек свою. В этом рассказе выражается
ясно (впрочем, только одни буквы, один чисто голословный смысл заставляет
догадываться о направлении) тот холодный, с виду красивый и сильный, но в
сущности жалкий, гнилой и бесплодный эгоизм, который являлся в некоторых
произведениях Лермонтова, выдвинутый всею силою его необыкновенного таланта.
Но, как слаба копия! особенно, если вспомнить оригинал, в котором столько
дарования, столько красот поэтических. Стихи не то чтобы дурны, - тогда в
них был бы какой-нибудь характер, какая-нибудь выразительность, - но они
решительно ни хороши, ни дурны, бесцветны и безвкусны, пресные стихи! Какое
пустое и скучное и жалкое вместе впечатление производят сильные, или лучше
претендующие быть сильными, страсти, высказываемые вяло. Выпишем для образца
несколько стихов:
Едва желанное вино
К моим губам поднесено -
И сам я, сам, махнув рукой,
Роняю кубок дорогой.
Когда ж настал прощальный миг -
Я был и сумрачен и тих...
Она рыдала... видит бог:
Я сам тогда понять не мог:
Зачем я расставался с ней...
Молчал я... в сердце стыла кровь -
Молчал я... но в душе моей
Выла не жалость, а любовь.
Старик, поверь - я б не желал
Прожить опять подобный час...
Я беспощадно разрывал
Все, все, что связывало нас...
Ее, себя терзал я... но
Мне было стыдно и смешно,
Что столько лет я жил шутя,
Любил забывчивый покой
И забавлялся, как дитя,
Своей причудливой мечтой...
Я с ней расстался навсегда -
Стр.1