Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Мифологические основы образов первостихий
в медиа-рекламной картине мира
Краткая аннотация. <...> В работе рассматриваются мифологические основы образов
первостихий в медиа-рекламной картине мира, актуализирующих свое архетипическое и
символическое содержание. <...> В работе показано, что обращение в рекламе к стихиям воды,
огня, земли и воздуха как основам «природности» мира активизирует не только стоящие за
этими знаками глубинные смыслы, накопленные культурой, но и создает симулякр
утраченной символической соотнесенности с природой, при этом вещь, через возвращение
себе «природности», получает положительные коннотации, облагораживается в глазах
современного человека. <...> Медиа-рекламная картина мира в целом осмысляется в работе как
новое симбиотическое образование, возникающее в результате взаимодействия и
сосуществования мира медиа- и мира рекламы. <...> Ключевые слова: медиа-рекламная картина мира, пространственно-временная
континуальность, мифологические основы образов первостихий, симулякр природности. <...> Современное конструирование медийной реальности сегодня невозможно
представить без рекламной коммуникации. <...> СМИ и реклама, все более
сближаясь между собой и с повседневностью и тем самым обращаясь к
жизненному миру, становятся не столько способом отражения реальности,
сколько способом ее конструирования, способом философствования и видения. <...> В результате взаимодействия и сосуществования мира медиа- и мира рекламы
возникает новое симбиотическое образование – медиа-рекламная картина
мира
(далее
МРКМ),
имеющая
собственную
семиотико-ментальную
субстанциональность. <...> Важнейшим параметром этой картины мира является ее
пространственно-временная континуальность. <...> Конструирование
образов
в
МРКМ
осуществляется
посредством
различных по глубине структур сознания – от поверхностных (схем, сценариев,
фреймов, эйдосов – «чистых» представлений <...>
Мифологические_основы_образов_первостихий_в_медиа-рекламной_картине_мира.pdf
УДК 070: 659.123.4
Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Мифологические основы образов первостихий
в медиа-рекламной картине мира
Краткая аннотация. В работе рассматриваются мифологические основы образов
первостихий в медиа-рекламной картине мира, актуализирующих свое архетипическое и
символическое содержание. В работе показано, что обращение в рекламе к стихиям воды,
огня, земли и воздуха как основам «природности» мира активизирует не только стоящие за
этими знаками глубинные смыслы, накопленные культурой, но и создает симулякр
утраченной символической соотнесенности с природой, при этом вещь, через возвращение
себе «природности», получает положительные коннотации, облагораживается в глазах
современного человека. Медиа-рекламная картина мира в целом осмысляется в работе как
новое симбиотическое образование, возникающее в результате взаимодействия и
сосуществования мира медиа- и мира рекламы.
Ключевые слова: медиа-рекламная картина мира, пространственно-временная
континуальность, мифологические основы образов первостихий, симулякр природности.
Современное конструирование медийной реальности сегодня невозможно
представить без рекламной коммуникации. СМИ и реклама, все более
сближаясь между собой и с повседневностью и тем самым обращаясь к
жизненному миру, становятся не столько способом отражения реальности,
сколько способом ее конструирования, способом философствования и видения.
В результате взаимодействия и сосуществования мира медиа- и мира рекламы
возникает новое симбиотическое образование – медиа-рекламная картина
мира (далее МРКМ), имеющая собственную семиотико-ментальную
субстанциональность. Важнейшим параметром этой картины мира является ее
пространственно-временная континуальность.
Конструирование образов в МРКМ осуществляется посредством
различных по глубине структур сознания – от поверхностных (схем, сценариев,
Стр.1
Использованная литература:
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. Перевод с французского и сопроводительная статья С.
Зенкина. – М.: Изд-во «РУДОМИНО», 2001. – 223 с. – С. 68-69
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука: Сборник статей. – Новочеркасск: Агентство
Сагуна, 1994. – 358 с. – С. 60-61
3. Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М.: Мысль, 1995. – 944 с. – С. 256-257
4. Башляр Г. Предисловие к книге «Воздух и сны», «Поэтика пространства» // Вопросы
философии. – 1987. – № 5. – С.109-121. – С. 118
5. А.Ф. Лосев. Философия имени. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 269 с.– С. 105-106
6. Ковриженко М. Креатив в рекламе. – СПб.: Питер, 2004. – 253 с. – С. 107
7. Топоров В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и
семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. – М.: Языки славянской
культуры, 2004. – 816 с. – С. 55-119. – С. 59-60
8. Кармалова, Елена Юрьевна. Мифопоэтические и жанровые коды в телекоммуникации:
реклама и «развлекательная» тележурналистика. Автореф. дис. д-ра филол. наук по
специальности 10.01.10 – журналистика. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
государственный университет, 2008. – 48 с. – С. 22
9. Топоров, В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и
семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. – М.: Языки славянской
культуры, 2004. – 816 с. – С. 55-119. – С. 74
10. Деррида, Ж. Сила и означение // Письмо и различие / Ж. Деррида; пер. Д. Кралечкина. –
М.: Академический проект, 2000. – 496 с. – С. 57-58
11. Гваттари, Ф. Что такое философия? (Qu’est- ce que la philosophie?) / Ф. Гваттари, Ж. Делез;
пер. с фр. С.Н. Зенкина. – М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с.
12. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1040 с. –
С. 854-855
13. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез; Фуко, М. Theatrum philosophicum / М. Фуко; пер. с
фр. – М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 474 с. – С. 245
Сведения об авторе
Ежова Елена Николаевна, кандидат филологических наук, заведующая
кафедрой средств массовой информации, доцент (ГОУ ВПО «Ставропольский
государственный университет»); 355001, г. Ставрополь, ул. Лесная, 157 / 1,
кв.36; д.т. (8652) 94-77-78, м.т. 8(9624)002225; ezhova_elena1970@mail.ru
Опубл.: Реклама: технологии воздействия : материалы Всероссийской научно-практической
интернет-конференции. – Ставрополь : СГУ, 2010. – URL: http: // conf.stavsu. ru
Стр.20