Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Строфа памяти и «память» строфы (к семантике стихотворной формы) (80,00 руб.)

0   0
АвторыСтепанов Александр Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID133509
АннотацияОсуществляется разбор стихотворной формы на примере стихотворений И. Бродского.
Строфа памяти и «память» строфы (к семантике стихотворной формы) / А.Г. Степанов .— : [Б.и.], 2010 .— 10 с. — Статья опубликована в сборнике: Культура в фокусе знака : сб. науч. тр. – Тверь, 2010. – С. 297–309. — URL: https://rucont.ru/efd/133509 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Г. Степанов Тверь Строфа памяти и «память» строфысемантике стихотворной формы) После серии работ о взаимосвязи ритма и тематики (Р. Якобсон <...> , Л. М. Маллер, Л. Л. Бельская, М. Л. Гаспаров и др.) стало возможным взглянуть на явление «семантического ореола» глазами семиотики: «Появляется – изобретается или заимствуется из другой культуры – новый культурный код, в принципе семантически пустой, который, однако, сразу же при рождении или позже “беременеет” значением, что обычно обусловлено появлением образца – “шедевра”, использовавшего этот код и ставшего значимым культурным фактом. <...> Код теряет первоначальную пустоту и гибкость, начинает предопределять лексическое и синтаксическое заполнение, “ожанривается”, приобретает черты “эмблемы” или “подзаголовка”, а комплекс “код + значение” превращается в канон или шаблон»1. <...> Между тем описанный механизм позволяет представить процесс «ожанривания» строфических форм, лишенных отчетливых историко-культурных ассоциаций. <...> В качестве примера рассмотрим 6-стопные ямбические катрены с каталектикой аБаБ, которыми написано стихотворение И. Бродского <...> «На столетие Анны Ахматовой»2: Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос – Бог сохраняет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос. <...> Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, – тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой вселенной3. <...> Длина стиха, как известно, принадлежит к числу сильных ритмических сигналов. <...> Что касается модели Я6аБаБ, то в стихах памяти имярек указанного периода она почти не встречается5. <...> 6-ст. ямб Бродского принадлежит к первому основному ритмическому типу: с четырьмя главными ударениями и паузой на месте цезуры 6. <...> Второй основной тип – с тремя главными ударениями и без паузы – представлен крайне скупо. <...> Из 12 стихов ему соответствует только один (восьмой), осложненный побочным ударением <...>
Строфа_памяти_и_«память»_строфы__(к_семантике_стихотворной_формы)_.pdf
А. Г. Степанов Тверь Строфа памяти и «память» строфы (к семантике стихотворной формы) После серии работ о взаимосвязи ритма и тематики (Р. Якобсон, К. Тарановский, Л. М. Маллер, Л. Л. Бельская, М. Л. Гаспаров и др.) стало возможным взглянуть на явление «семантического ореола» глазами семиотики: «Появляется – изобретается или заимствуется из другой культуры – новый культурный код, в принципе семантически пустой, который, однако, сразу же при рождении или позже “беременеет” значением, что обычно обусловлено появлением образца – “шедевра”, использовавшего этот код и ставшего значимым культурным фактом. Дальнейшее использование этого кода обуславливает, сознательное или бессознательное, использование и семантики (тематики) образца. Код теряет первоначальную пустоту и гибкость, начинает предопределять лексическое и синтаксическое заполнение, “ожанривается”, приобретает черты “эмблемы” или “подзаголовка”, а комплекс “код + значение” превращается в канон или шаблон»1. Эту семиотическую модель Ю. И. Левин считал применимой не только к размерам, но и к строфике. Правда, он упомянул только классические строфы, сохранившие связь с европейской поэзией (элегический дистих, терцины, сонет). Между тем описанный механизм позволяет представить процесс «ожанривания» строфических форм, лишенных отчетливых историко-культурных ассоциаций. В качестве примера рассмотрим 6-стопные ямбические катрены с каталектикой аБаБ, которыми написано стихотворение И. Бродского «На столетие Анны Ахматовой»2: Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос – Бог сохраняет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос. В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, затем что жизнь – одна, они из смертных уст звучат отчетливей, чем из надмирной ваты. Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, – тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой вселенной3.
Стр.1