КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ НИХ СПОРЫ
М.А. РОЖКОВА
СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В «ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ», 2005, № 9
В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ РАЗМЕЩЕНА В СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»
Теория корпоративных отношений бурно развивается в наше время, порождая все новые
теоретические и практические проблемы. В силу особой значимости научные исследования
корпоративных отношений, занимающие огромное место в зарубежном праве, все больше
захватывают внимание отечественных цивилистов. Детальному исследованию подвергаются
различные вопросы, однако, как представляется, необходимо прежде всего четко определить,
что следует понимать под корпоративными отношениями, поскольку единства мнений в этом
вопросе не наблюдается.
Исследование сущности корпоративных отношений необходимо предварить некоторыми
замечаниями, касающимися отдельных вопросов теории юридического лица, поскольку без
обращения к постулатам этой теории невозможно целостное научное понимание теории
корпоративных отношений.
Рассмотрение поставленного вопроса представляется правильным начать с анализа
содержания понятия "корпорация", принимая во внимание, что в рамках различных правовых
систем доктринальное понимание этого понятия не отличается единообразием.
С целью определить смысл, который придается в теории отечественного гражданского
права понятию "корпорация", целесообразно обратиться к традиционной для германской
доктрины классификации юридических лиц на корпорации и учреждения, основанной на
критерии членства. Членство рассматривается обычно как особый статус участников
юридического лица и предполагает, во-первых, строго фиксированный состав участников, вовторых,
наличие у участников коммерческих корпораций так называемых "корпоративных" прав.
Важное значение данной классификации для российского гражданского права
обоснованно признается отечественными цивилистами <*>, но, к сожалению, классификация
юридических лиц по критерию членства не получила легального закрепления в отечественном
законодательстве, как это имеет место в отношении деления юридических лиц на
коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). В качестве причины, по которой
такое деление юридических лиц не прижилось на российской почве, указывают обычно на то,
что в современном российском праве учреждение и корпорация являются конкретными
организационно-правовыми формами некоммерческих организаций.
-------------------------------<*>
См.: Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого М.: ПБОЮЛ Л.В.
Рожников, 2001. С. 146; Гражданское право. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова М.: БЕК, 1998.
С. 180 - 181.
Деление по критерию членства основано на признании:
за корпорацией - членства, которое характеризует ее как объединение участников,
преследующих общую цель, а состав имущества корпорации независим от смены участников;
за учреждением - одного учредителя, который определяет цели созданного им
юридического лица и состав имущества, необходимый для их достижения.
Анализ российского гражданского права позволяет относить, в частности, к корпорациям
хозяйственные товарищества, общества, кооперативы, ассоциации (союзы) юридических лиц, а
к учреждениям - благотворительные и иные фонды, унитарные предприятия и некоммерческие
организации, создаваемые собственником (собственно учреждения).
Отсюда можно сделать первый значимый для данной работы вывод о том, что
корпорация суть юридическое лицо, которое характеризуется фиксированным числом его
участников (членов), обладающих известными - корпоративными - правами (о них см. далее).
Стр.1