Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современное состояние изучения творчества Б.К.Зайцева. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID13058
АннотацияОбычно, когда речь заходит о творчестве Б.К.Зайцева, делают упор на его религиозной составляющей. Автор статьи считает, что настало время поразмышлять над исторической концепцией писателя
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Современное состояние изучения творчества Б.К.Зайцева. Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2005 .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13058 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. Михайлова Современное состояние изучения творчества Б.К. Зайцева Обычно, когда речь заходит о творчестве Б.К.Зайцева, особенно в последнее время, делают упор на его религиозной составляющей, характеризуемой чаще всего следующими словосочетаниями: «сердечное созерцание», «совестная воля», «верующая мысль», «доверительное думанье». <...> Кажется, что к Зайцеву вообще неприменимо это слово: ни тогда, когда он заглядывал в мифологические глубины вечности, как в своих вещах раннего мистического периода, ни когда обратился к религиозному постижению основ мироздания. <...> Но представляется невозможным уловить специфику построения национальной модели мира, какой она возникает под пером Зайцева, не обращая внимания на тончайшие переходы в образном системе его произведений, соединяющие историческое, национальное и религиозное бытие. <...> Думается, что стоит более подробно поговорить о специфике историзма Зайцева, тем более, что Ф. <...> Степун обнаруживал в его мировосприятии апелляцию к сверхисторической силе, роднящую писателя с Блоком и Андреевым. <...> Историзм может стать «удобным» ключом для расшифровки зайцевских текстов ретроспективного характера, которые обычно рассматриваются в кругу главным образом мемориальных свидетельств, его следует применять и к анализу публицистических текстов писателя. <...> Публицист не может существовать без исторического мышления. <...> А у Зайцева оно налицо и в рассказе-реконструкции прошлого «Улица Св. <...> Николая», и в случае обращения к феномену Сергия Радонежского, когда писатель размышляет над поведением человека в ситуации исторического слома. <...> Настало время и поразмышлять над исторической концепцией писателя - хотя бы в самых общих чертах. <...> Возможно, что в связи с явной недооценкой историзма мышления Зайцева находится очень и невысокая оценка политических взглядов писателя. <...> Да, действительно, Зайцев всегда подчеркивал свое равнодушие к политике, свою отрешенность от нее. <...> Но это <...>
Современное_состояние_изучения_творчества_Б.К.Зайцева._Статья_.pdf
М.В. Михайлова Современное состояние изучения творчества Б.К. Зайцева Обычно, когда речь заходит о творчестве Б.К.Зайцева, особенно в последнее время, делают упор на его религиозной составляющей, характеризуемой чаще всего следующими словосочетаниями: «сердечное созерцание», «совестная воля», «верующая мысль», «доверительное думанье». Все это верно, но оставляет в тени моменты, не в меньшей степени присущие писателю. Например, историзм его мышления. Кажется, что к Зайцеву вообще неприменимо это слово: ни тогда, когда он заглядывал в мифологические глубины вечности, как в своих вещах раннего мистического периода, ни когда обратился к религиозному постижению основ мироздания. Но представляется невозможным уловить специфику построения национальной модели мира, какой она возникает под пером Зайцева, не обращая внимания на тончайшие переходы в образном системе его произведений, соединяющие историческое, национальное и религиозное бытие. Думается, что стоит более подробно поговорить о специфике историзма Зайцева, тем более, что Ф.Степун обнаруживал в его мировосприятии апелляцию к сверхисторической силе, роднящую писателя с Блоком и Андреевым. Историзм может стать «удобным» ключом для расшифровки зайцевских текстов ретроспективного характера, которые обычно рассматриваются в кругу главным образом мемориальных свидетельств, его следует применять и к анализу публицистических текстов писателя. Публицист не может существовать без исторического мышления. А у Зайцева оно налицо и в рассказе-реконструкции прошлого «Улица Св. Николая», и в случае обращения к феномену Сергия Радонежского, когда писатель размышляет над поведением человека в ситуации исторического слома. Настало время и поразмышлять над исторической концепцией писателя - хотя бы в самых общих чертах. Ведь есть же у него и осмысление места во времени, в истории не только своего собственного, но и поколения «отцов» и поколения «детей». Возможно, что в связи с явной недооценкой историзма мышления Зайцева находится очень и невысокая оценка политических взглядов писателя. Да, действительно, Зайцев всегда подчеркивал свое равнодушие к политике, свою отрешенность от нее. Но это отнюдь не значит, что у него не было своего взгляда на политические проблемы, тем более, что иногда он все же в них «вглядывался» и тогда высказывал иногда очень «неточные», как нам кажется, соображения (например, о недопустимом преувеличении «веса» национальных литератур в
Стр.1
2 общей массе советской литературы и в соотношении с русской, в частности, что нашло место в рецензии Зайцева на Краткую Литературную энциклопедию). Но нередко он же весьма «политически профессионально» рассуждал: например, об идее «Единой Италии». Вообще следует отметить особую сложность оценки политической программы художника. Где критерий, эталон? Ведь восприятие ее «прогрессивности», консерватизма, прозорливости ее создателя и т.п. целиком зависит от наших собственных политических взглядов, политической ориентации. Необходимо более внимательное отношение к психологии личности создателя выдающихся произведений литературы первой половины ХХ века. В данном случае имеются в виду те качества Б.К.Зайцева, которые характеризуют его как человека, в первую очередь, и которые, к тому же, весьма своеобразно отражаются и преломляются в его творчестве. Это, несомненно, поразительное умение дружить, быть нежным, преданным, надежным и верным другом. Широко известно, что под именем Алексея Петровича Христофорова вывел он в повести «Голубая звезда» (1918) своего друга, единомышленника, соратника по творческому цеху – поэта, прозаика, драматурга Ивана Алексеевича Новикова. С конкретного человека «срисовал» он облик идеального героя – доброго, кроткого, осененного благодатью Всевышнего, умеющего все принимать безропотно и благословляющего все, ниспосланное ему. От Алексея Петровича Христофорова исходит свет, озаряющий все вокруг, он дарит любовь и прощение – недаром фамилия его расшифровывается как «носящий в себе Христа», напоминает о том преображении, которое может, как и Христос на Фаворе, достичь человек. Новикову Зайцев посвятил и рассказ «Душа» (1921), повествование об одном осеннем дне, проведенном двумя друзьями вместе в разоренной революцией усадьбе, о пришедшем нежданно средь бурь и гроз спокойствии, о сохранении наперекор всему происходящему душевного равновесия, о возвышающем и сберегающем душу чувстве всеприятия и бесцельности. О полном слиянии душ, полном взаимопонимании двух писателей говорит концовка рассказа: «Мы стоим. Смотрим, слушаем, два призрака, два чудака в пустынях жизни»1. Последний раз возникнет Христофоров-Новиков в рассказе Зайцева «Странное путешествие» (1926), который заканчивается смертью главного героя зимой, по-видимому, восемнадцатого или девятнадцатого года. Теперь герою дано совсем прозрачное имя-отчество, перевертыш от реального - Алексей Иванович. И его гибель во имя спасения другого, и его желание перед смертью передать восемнадцатилетнему Ване, будущему «инструктору физической культуры», «красноармейцу» или «купцу», т.е. реальному «деятелю» новой эпохи неустанный поиск истины – воспринимается читателем как восхождение на Голгофу истории. Так «символически» похоронил Зайцев своего самого близкого друга, оставшегося в мятежной
Стр.2