М.В. Михайлова
Современное состояние изучения творчества Б.К. Зайцева
Обычно, когда речь заходит о творчестве Б.К.Зайцева, особенно в последнее время,
делают упор на его религиозной составляющей, характеризуемой чаще всего следующими
словосочетаниями:
«сердечное
созерцание»,
«совестная
воля»,
«верующая
мысль»,
«доверительное думанье». <...> Кажется, что к Зайцеву вообще неприменимо это
слово: ни тогда, когда он заглядывал в мифологические глубины вечности, как в своих вещах
раннего мистического периода, ни когда обратился к религиозному постижению основ
мироздания. <...> Но представляется невозможным уловить специфику построения национальной
модели мира, какой она возникает под пером Зайцева, не обращая внимания на тончайшие
переходы в образном системе его произведений, соединяющие историческое, национальное и
религиозное бытие. <...> Думается, что стоит более подробно поговорить о специфике историзма
Зайцева, тем более, что Ф. <...> Степун обнаруживал в его мировосприятии апелляцию к
сверхисторической силе, роднящую писателя с Блоком и Андреевым. <...> Историзм может стать «удобным» ключом для расшифровки зайцевских текстов
ретроспективного характера, которые обычно рассматриваются в кругу главным образом
мемориальных свидетельств, его следует применять и к анализу публицистических текстов
писателя. <...> Публицист не может существовать без исторического мышления. <...> А у Зайцева оно
налицо и в рассказе-реконструкции прошлого «Улица Св. <...> Николая», и в случае обращения к
феномену Сергия Радонежского, когда писатель размышляет над поведением человека в
ситуации исторического слома. <...> Настало время и поразмышлять над исторической концепцией писателя - хотя бы в
самых общих чертах. <...> Возможно, что в связи с явной недооценкой историзма мышления Зайцева находится
очень и невысокая оценка политических взглядов писателя. <...> Да, действительно, Зайцев всегда
подчеркивал свое равнодушие к политике, свою отрешенность от нее. <...> Но это <...>
Современное_состояние_изучения_творчества_Б.К.Зайцева._Статья_.pdf
М.В. Михайлова
Современное состояние изучения творчества Б.К. Зайцева
Обычно, когда речь заходит о творчестве Б.К.Зайцева, особенно в последнее время,
делают упор на его религиозной составляющей, характеризуемой чаще всего следующими
словосочетаниями: «сердечное созерцание», «совестная воля», «верующая мысль»,
«доверительное думанье». Все это верно, но оставляет в тени моменты, не в меньшей степени
присущие писателю.
Например, историзм его мышления. Кажется, что к Зайцеву вообще неприменимо это
слово: ни тогда, когда он заглядывал в мифологические глубины вечности, как в своих вещах
раннего мистического периода, ни когда обратился к религиозному постижению основ
мироздания. Но представляется невозможным уловить специфику построения национальной
модели мира, какой она возникает под пером Зайцева, не обращая внимания на тончайшие
переходы в образном системе его произведений, соединяющие историческое, национальное и
религиозное бытие. Думается, что стоит более подробно поговорить о специфике историзма
Зайцева, тем более, что Ф.Степун обнаруживал в его мировосприятии апелляцию к
сверхисторической силе, роднящую писателя с Блоком и Андреевым.
Историзм может стать «удобным» ключом для расшифровки зайцевских текстов
ретроспективного характера, которые обычно рассматриваются в кругу главным образом
мемориальных свидетельств, его следует применять и к анализу публицистических текстов
писателя. Публицист не может существовать без исторического мышления. А у Зайцева оно
налицо и в рассказе-реконструкции прошлого «Улица Св. Николая», и в случае обращения к
феномену Сергия Радонежского, когда писатель размышляет над поведением человека в
ситуации исторического слома.
Настало время и поразмышлять над исторической концепцией писателя - хотя бы в
самых общих чертах. Ведь есть же у него и осмысление места во времени, в истории не только
своего собственного, но и поколения «отцов» и поколения «детей».
Возможно, что в связи с явной недооценкой историзма мышления Зайцева находится
очень и невысокая оценка политических взглядов писателя. Да, действительно, Зайцев всегда
подчеркивал свое равнодушие к политике, свою отрешенность от нее. Но это отнюдь не значит,
что у него не было своего взгляда на политические проблемы, тем более, что иногда он все же в
них «вглядывался» и тогда высказывал иногда очень «неточные», как нам кажется,
соображения (например, о недопустимом преувеличении «веса» национальных литератур в
Стр.1
2
общей массе советской литературы и в соотношении с русской, в частности, что нашло место в
рецензии Зайцева на Краткую Литературную энциклопедию). Но нередко он же весьма
«политически профессионально» рассуждал: например, об идее «Единой Италии». Вообще
следует отметить особую сложность оценки политической программы художника. Где
критерий, эталон? Ведь восприятие ее «прогрессивности», консерватизма, прозорливости ее
создателя и т.п. целиком зависит от наших собственных политических взглядов, политической
ориентации.
Необходимо более внимательное отношение к психологии личности создателя
выдающихся произведений литературы первой половины ХХ века. В данном случае имеются в
виду те качества Б.К.Зайцева, которые характеризуют его как человека, в первую очередь, и
которые, к тому же, весьма своеобразно отражаются и преломляются в его творчестве. Это,
несомненно, поразительное умение дружить, быть нежным, преданным, надежным и верным
другом. Широко известно, что под именем Алексея Петровича Христофорова вывел он в
повести «Голубая звезда» (1918) своего друга, единомышленника, соратника по творческому
цеху – поэта, прозаика, драматурга Ивана Алексеевича Новикова. С конкретного человека
«срисовал» он облик идеального героя – доброго, кроткого, осененного благодатью
Всевышнего, умеющего все принимать безропотно и благословляющего все, ниспосланное ему.
От Алексея Петровича Христофорова исходит свет, озаряющий все вокруг, он дарит любовь и
прощение – недаром фамилия его расшифровывается как «носящий в себе Христа», напоминает
о том преображении, которое может, как и Христос на Фаворе, достичь человек. Новикову
Зайцев посвятил и рассказ «Душа» (1921), повествование об одном осеннем дне, проведенном
двумя друзьями вместе в разоренной революцией усадьбе, о пришедшем нежданно средь бурь и
гроз спокойствии, о сохранении наперекор всему происходящему душевного равновесия, о
возвышающем и сберегающем душу чувстве всеприятия и бесцельности. О полном слиянии
душ, полном взаимопонимании двух писателей говорит концовка рассказа: «Мы стоим.
Смотрим, слушаем, два призрака, два чудака в пустынях жизни»1.
Последний раз возникнет Христофоров-Новиков в рассказе Зайцева «Странное
путешествие» (1926), который заканчивается смертью главного героя зимой, по-видимому,
восемнадцатого или девятнадцатого года. Теперь герою дано совсем прозрачное имя-отчество,
перевертыш от реального - Алексей Иванович. И его гибель во имя спасения другого, и его
желание перед смертью передать восемнадцатилетнему Ване, будущему «инструктору
физической культуры», «красноармейцу» или «купцу», т.е. реальному «деятелю» новой эпохи
неустанный поиск истины – воспринимается читателем как восхождение на Голгофу истории.
Так «символически» похоронил Зайцев своего самого близкого друга, оставшегося в мятежной
Стр.2