Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Жанровая природа дореволюционной драматургии И.А.Новикова. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID13020
АннотацияСтатья анализирует драматургические произведения И.А. Новикова дореволюционного периода его творчества.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Жанровая природа дореволюционной драматургии И.А.Новикова. Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2008 .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13020 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.А.Новикова Первые опыты Новикова-драматурга – пьесы «В пути», «Около жизни», «Апрель» не отличаются ни оригинальностью, ни самобытностью. <...> Это типичные «идейные» пьесы начала ХХ века, пьесы с тенденцией. <...> В первом случае разочаровавшийся молодой человек едет в татарскую деревню на помощь голодающим и там, конечно, умирает, заразившись тифом «на пути» к просветлению на руках у приехавшего его навестить любящего отца и преданной возлюбленной. <...> И только в пьесе «Апрель» Новиков попытался внести что-то новое в драматургическую схему, прибегнув к условному приему введения комментатора событий. <...> Но его «комментатор» - это просто актер «в весеннем пальто и со шляпой в руке», который призван указать зрителю на разнонаправленность и единовременность различных векторов бытия: «мечется беспокойный душою черный высокий человек и мирно идет к гробу старушка, и расцветает молодая любовь /…/, и томятся ожиданием чего-то только пробивающиеся юные ростки»3. <...> Следующие три пьесы «Любовь на земле» (19114), «Горсть пепла» (1913), «Туннель» (1917) знаменовали включение Новикова в сферу жанровых поисков драматургии начала ХХ века. <...> В них Новиков, помимо тех проблем, которые связаны с частным бытием человека, его самоопределением в нравственных вопросах, размышляет о судьбах России, ее сути, ее предназначении, ее будущем. <...> Обращение к мифопоэтической структуре было призвано доказать архитепичность и глобальность происходящего, предельная лиризация должна была способствовать утверждению психоло1 гической всеобщности характеров. <...> Под видом размышления «о многообразии преломления лучей великой единой любви в многогранной призме человеческих сердец»6 писатель предлагал свою концепцию русского национального мира. <...> Недаром герои пьесы читают и обсуждают «Пир» Платона, высказываясь по поводу доводов участников платоновского диалога. <...> И их тоска – это поиск той любви, о которой <...>
Жанровая_природа_дореволюционной_драматургии_И.А.Новикова._Статья.pdf
М.В. Михайлова Жанровая природа дореволюционной драматургии И.А.Новикова Первые опыты Новикова-драматурга – пьесы «В пути», «Около жизни», «Апрель» не отличаются ни оригинальностью, ни самобытностью. Это типичные «идейные» пьесы начала ХХ века, пьесы с тенденцией. В первом случае разочаровавшийся молодой человек едет в татарскую деревню на помощь голодающим и там, конечно, умирает, заразившись тифом «на пути» к просветлению на руках у приехавшего его навестить любящего отца и преданной возлюбленной. Во второй пьесе интеллигентские терзания подытоживались декларацией-призывом рабочего: «Силы надо складывать, а не уединять и не противопоставлять друг другу. /…/ Есть общее, что надо слить в одно, чтобы оно стало грозной силой»1. Последнее же «слово» оставалось за людьми дела, старым и молодым плотником, которые, чувствуя, «что у господ что-то неладно»2, молча принимались за прерванную работу … И только в пьесе «Апрель» Новиков попытался внести что-то новое в драматургическую схему, прибегнув к условному приему введения комментатора событий. Предваряя пролог андреевской «Жизни человека», Новиков вывел своего «Некто в сером». Но его «комментатор» - это просто актер «в весеннем пальто и со шляпой в руке», который призван указать зрителю на разнонаправленность и единовременность различных векторов бытия: «мечется беспокойный душою черный высокий человек и мирно идет к гробу старушка, и расцветает молодая любовь /…/, и томятся ожиданием чего-то только пробивающиеся юные ростки»3. Все эти «аспекты» и расшифровывались впоследствии в сценическом действии. Следующие три пьесы «Любовь на земле» (19114), «Горсть пепла» (1913), «Туннель» (1917) знаменовали включение Новикова в сферу жанровых поисков драматургии начала ХХ века. И по этому принципу могут быть объединены в своеобразную трилогию. Сближает их и проблематика. В них Новиков, помимо тех проблем, которые связаны с частным бытием человека, его самоопределением в нравственных вопросах, размышляет о судьбах России, ее сути, ее предназначении, ее будущем. Монументальность замысла и одновременная его прикрепленность к конкретному месту и времени (Россия накануне исторических преобразований) определила своеобразную «пестроту»5 пьес. Обращение к мифопоэтической структуре было призвано доказать архитепичность и глобальность происходящего, предельная лиризация должна была способствовать утверждению психоло1
Стр.1
гической всеобщности характеров. Под видом размышления «о многообразии преломления лучей великой единой любви в многогранной призме человеческих сердец»6 писатель предлагал свою концепцию русского национального мира. Создавая «Любовь на земле» автор явно хотел написать некую русскую версию платоновского «Пира». Недаром герои пьесы читают и обсуждают «Пир» Платона, высказываясь по поводу доводов участников платоновского диалога. Но, оттолкнувшись от идей древнегреческого философа, писатель намеревался показать, что теперь «мы другие», поскольку «тогда и боль, и сама тоска были здоровые /…/» (С. 54). Теперь же речь шла о треволнениях и переживаниях людей начала ХХ столетия, тронутых ядом сомнения, потерявших себя на путях жизни. И их тоска – это поиск той любви, о которой говорил В.Соловьев в трактате «Смысл любви», любви, означающей «восстановление образа Божия в материальном мире»7. Во второй пьесе также чувствовалась тезисность, жесткая заданность конструкции. И здесь упоминалось о Вечной женственности и неоплатонизме. Это дало одному из рецензентов право твердо заявить об однозначности авторской позиции: «Любовь-жертва, любовь-жалость и любовь светлостихийная, простая, цельная, чистая, мудрая как сама природа – благословляются автором», не принимается им «лишенная цельности и простоты, чистой и мудрой стихийности, любовь холодная, мудрствующая, рассудочно бунтующая против стихии»8. Однако ориентированная на «диалогичность» природа этой драмы, не позволяет на наш взгляд столь определенно говорить о точке зрения автора. Одним из символических лейтмотивов, характеризующих образную систему пьесы «Любовь на земле», становятся – цветы. Они – постоянный атрибут образа главной Героини Натальи Григорьевны: в первом действии она появляется с пышным букетом, окружающие неоднократно сравнивают с прекрасной астрой Да и вся пьесы буквально «пропитана» ароматом цветов, упоминанием об их буйстве, великолепии, пышности. Это, несомненно, организует мощный эротический подтекст, который становится ясен при знакомстве с художником Ставищевым, о котором мы узнаем, что на его картинах – цветы и только цветы. Собственно, и интерес Надежды Григорьевны к нему возникает на выставке, где она увидела его картину «Дон Жуан», состоящую исключительно из цветов, подспудно формирующих мощный комплекс эротических переживаний. Поэтому так эмоциональна реакции Натальи Григорьевны на нее: сначала смеялась со всеми, а потом разрыдалась. Но парадокс этого героя, который сюжетно играет роль демонасоблазнителя (в него влюбляются и Наталья Григорьевна, и ее дочь Тоня), заключается в том, что он оказывается не источником эротического воздействия, а, напротив, становится вестником небесной, лишенной напряжения, страстей, не знающей трагедий, измен и т.п. 2
Стр.2