ЛУГОВОЙ (настоящая фамилия -- Тихонов) Алексей Алексеевич [19.II(3.III).1853, г. Варнавин
Костромской губ.-- 25.Х(7.ХI)1914, Петроград] -- прозаик, драматург, поэт. Отец был богатым купцом из
крестьян. Учился Л. с 7 до 11 лет в Казани, в частном пансионе. Здесь были заложены основы будущего
блестящего знания им немецкого, французского, английского языков. Продолжил обучение под
руководством домашних учителей, в том числе гувернеров-иностранцев. Воспитанный первоначально в
патриархально-религиозном духе, в отрочестве и ранней юности испытал сильное влияние одновременно
романтического идеализма и "нигилизма" 60 гг., с увлечением читая параллельно с Л. Бюхнером и Ч.
Дарвиным Т. Майн Рида, Ф. Купера, Густава Эмара (см. его автобиографию "Как росла моя вера"). Год (в
IV классе) проучился в Казанской гимназии, затеи занялся торговлей под руководством отца. 17 лет
уехал в Москву, чтобы начать самостоятельную жизнь и получить систематическое образование, но
вскоре вынужден был вернуться в связи с болезнью отца. В 1873 г. сдал экстерном за курс гимназии в
Пскове и поступил в Технологический институт в Петербурге. Недослушав первый курс, вернулся в
Казань по делам отца. Получил в собственность убыточный винокуренный завод и за четыре года, не
гнушаясь никакой работой, превратил его в рентабельное предприятие. В этот период исповедовал
теорию "малых дел", мечтал о социальных преобразованиях с помощью кооперации. В марте 1878 г.,
имея уже материальную независимость (ренту в 1200 руб.), вновь отправился в Петербург. Два года
служил в экспортной конторе, затем сам занялся экспортом хлеба и льна в широких масштабах. В 1881 г.
зарубежные партнеры Л., ожидавшие разгула анархии после 1 марта, отказали ему в кредите. Через два
года он вынужден был объявить себя банкротом. В итоге Л. остался без всяких средств и имущества, с
долгом в 250 тысяч и 50 рублями, выданными ему в официальном порядке на пропитание.
Статья "Наследство богача", опубликованная в год этой катастрофы (1883) в газете "Эхо" без
подписи, ознаменовала начало литературной деятельности Л. Отказавшись от надежд осуществить
идеалы справедливости с помощью роста общественных богатств и "подбора", по О. Конту, "лучших
особей" в купеческое сословие (Как росла моя вера // Вестник Европы.-- 1910.-- No 11.-- С. 86--87), он
стремился придать своему творчеству учительный и жизнестроительный характер. Прежняя
деятельность: поездки по России, во Францию, Германию, Англию, Америку, общение с людьми разных
сословий, профессий -- дала Л. большой запас впечатлений и наблюдений. Это объясняет сравнительно
недолгий путь писателя от первых публикаций до определенной ступени общественного признания. В
1884 г. появилось первое стихотворение Л.-- "Из Гюго. Прощайте женщине ее паденье" (журнал
"Россия"), в 1886 г. первый опубликованный рассказ -- "Не судил бог" ("Вестник Европы", No 1), а в 1891
г. повесть "Pollice verso!" ("Добей его!"), напечатанная в том же журнале, принесла автору уже широкую
известность. В 1892 г. опубликован роман "Грани жизни". В 1896 г. удостоены Пушкинской премии три
тома собрания сочинений Л. (1894--1895). Очевидно, этот успех побудил Л., с июня 1895 г. занимавшего
почетную и высокооплачиваемую должность редактора популярнейшего журнала "Нива", в нач. 1897 г.
отказаться от нее, чтобы иметь больше времени для творческой работы. За вторую половину 90 гг. были
закончены и напечатаны два больших романа -- "Тенета" (1895--1900) и "Возврат. Роман колеблющихся
настроений" (1898). На рубеже нового века вышли еще два тома собрания сочинений. Но и читатели; и
критика встретили эти публикации без особого интереса. В 1902 г. Л. издал повесть-памфлет "Умер
талант", поместив предварительно объявления о ее выходе в свет "в газетах на покойницком месте и в
черной траурной рамке" (Амфитеатров А. Литературный альбом.-- С. 73). Высказанное здесь обвинение
всей русской периодической печати в нетерпимости к творчеству объективному, стоящему выше
групповых интересов и пристрастий, сочувствия не вызвало: слишком заметен был тон
неудовлетворенного самолюбия. Обернулась провалом постановка пьесы "Безумная" (издана в 1903 г.),
на которую автор возлагал большие надежды. В 1906 г. в сб. "Маяк" Л. публикует отрывки из трагедии
"Максимилиан -- император мексиканский", содержащей аллюзии на события 1905 г. Но интерес и
симпатии читателей были Л. уже с нач. 900 гг. безнадежно утрачены. Выход в свет второго собрания
сочинений (1904--1910) оказался уже анахронизмом.
В поэзии Л., развивавшейся под сильным влиянием Некрасова, склонность к риторике,
резонерству сочетается с известной изысканностью формы -- черты, близкие творчеству его
современника С. Я. Надсона. О слабости его как драматурга свидетельствует пьеса "Безумная":
шаблонность основной ситуации (наделенная богатой внутренней жизнью героиня и пошлая среда),
отсутствие подлинной динамики (лишь с конца 3-го действия появляется интрига, весьма банальная) и
обилие пространных монологов, с помощью которых семейный конфликт превращается в борьбу "отцов"
и "детей" -- поколений, идеологий. Более известна и значима проза Л. В ней со всей очевидностью
проявились три главные черты творчества писателя, отмеченные в блестящей статье А. А. Измайлова:
во-первых, он писал свои произведения "на тезис" -- отсюда отсутствие легкости, игры, юмора (Л.
Сальери противопоставляется Чехову-Моцарту); во-вторых, "он не давал новых положений -- почти
всегда он приходил вторым"; в-третьих, "в его фразе не было своеобразия", он "спокойно писал:
Стр.1