Асмус
Артур Шопенгауэр
[]
Источник: Большая советская энциклопедия, Том 62, М. <...> За кратковременной встречей с Фихте (1811)
последо-вало (1813--14) сбли-жение Ш. с Гёте, тео-рию цветов которого Шопенгауер впослед-ствии
всегда отстаивал против ньютонианцев. <...> Сделавшись доцентом Берлинского университета (в 1820), в преподавании фило-софии
пытается соперничать с Гегелем, одна-ко терпит полную неудачу. <...> Пессимистическая и глубоко реакцион-ная философия III.
начинает привлекать внима-ние буржуазно-аристократической интеллиген-ции Германии с конца 40-хх
г., когда рост клас-совых противоречий и особенно революция 1848 стали толкать значительную часть
буржуа-зии в сторону полуфеодальной реакции и когда буржуазное развитие Германии, встретившее ряд
трудностей и противоречий, представля-лось реакционно-настроенным умам в мрачном свете. <...> Пессимизм и идеализм философии Ш. от-ражали и обосновывали этот поворот буржуа-зии в сторону
контрреволюции. <...> В своих фило-софских взглядах Ш. не только решительно примкнул к философии
Канта, слегка ослож-ненной платонизмом и волюнтаризмом, но явил-ся также непримиримым врагом
диалектиче-ского идеализма -- особенно Гегеля. <...> Основу этой вражды образует характерное для Ш. глубоко филистерское отрицательное отношение к принципам историзма, составлявшим луч-шую часть
идеалистической диалектики Ге-геля. <...> Государст-венным идеалам Гегеля, высоко оценивавше-го
историзм как воззрение, оправдывавшее су-ществующие порядки ссылкой на их глубокие корни в
историческом прошлом нации, III. про-тивопоставляет идеал индивидуалистической этики,
принципиально отрицающей самые осно-вы какого бы то ни было историзма. <...> Этим
самым Ш. целиком ста-новится на позиции субъективного идеализма, который и составляет основу его
философской системы, хотя на словах Ш. и пытается отвер-гать солипсизм, как "философию
сумасшедших". <...> Истинная философия равно возвышается <...>
Артур_Шопенгауэр.pdf
В. Асмус
Артур Шопенгауэр
[]
Источник: Большая советская энциклопедия, Том 62, М.: ГСЭИ "Сов. энциклопедия", 1933, стр.
584 - 590.
ШОПЕНГАУЕР (Schopenhauer), Артур (1788-- 1860), немецкий философ-идеалист. Сын банкира,
высшее образование получил в Гёттингенском университете, где изучал естествознание, а также
под руководством скептика Г. Э.Щульца философию. За кратковременной встречей с Фихте (1811)
последо-вало (1813--14) сбли-жение Ш. с Гёте, тео-рию цветов которого Шопенгауер впослед-ствии
всегда отстаивал против ньютонианцев. По получении ученой степени, которой бы-ло удостоено
сочинение Шопенгауера "О четверояком корне зако-на достаточного осно-вания" (Иена, 1813), он
поселяется в Дрез-дене, где в 1818 закан-чивает свой основной философский трактат "Мир как воля и
пред-ставление". Сделавшись доцентом Берлинского университета (в 1820), в преподавании фило-софии
пытается соперничать с Гегелем, одна-ко терпит полную неудачу. В 1831 покидает университет и
поселяется во Франкфурте-на-Майне. Пессимистическая и глубоко реакцион-ная философия III.
начинает привлекать внима-ние буржуазно-аристократической интеллиген-ции Германии с конца 40-хх
г., когда рост клас-совых противоречий и особенно революция 1848 стали толкать значительную часть
буржуа-зии в сторону полуфеодальной реакции и когда буржуазное развитие Германии, встретившее ряд
трудностей и противоречий, представля-лось реакционно-настроенным умам в мрачном свете.
Пессимизм и идеализм философии Ш. от-ражали и обосновывали этот поворот буржуа-зии в сторону
контрреволюции. В своих фило-софских взглядах Ш. не только решительно примкнул к философии
Канта, слегка ослож-ненной платонизмом и волюнтаризмом, но явил-ся также непримиримым врагом
диалектиче-ского идеализма -- особенно Гегеля. Основу этой вражды образует характерное для Ш. глубоко
филистерское отрицательное отношение к принципам историзма, составлявшим луч-шую часть
идеалистической диалектики Ге-геля. По Шопенгауеру, все конструкции исто-рии сводятся в конечном
счете к угодниче-ству и к оправданию существующих форм го-сударства с его конституцией, юстицией
и по-лицией, техникой и индустрией. Государст-венным идеалам Гегеля, высоко оценивавше-го
историзм как воззрение, оправдывавшее су-ществующие порядки ссылкой на их глубокие корни в
Стр.1