ШЕЛЛЕР, Александр Константинович, псевдоним -- А. Михайлов [30.VII(11.VIII).1838, Петербург
-- 21.XI(4.XII). 1900, там же] -- прозаик, поэт. Отец -- родом из эстонских крестьян, был театральным
оркестрантом, затем придворным служителем. Мать -- из обедневшего аристократического рода. Получив
первоначальное домашнее образование, научившись свободно говорить по-немецки, Ш. окончил
немецкую школу в Петербурге. С 1857 по 1861 г. состоял вольнослушателем историко-филологического
факультета Петербургского университета. Участвовал в студенческих волнениях. Прекратил учение после
временного закрытия университета осенью 1861 г. и, определившись домашним секретарем к гр.
Апраксину, отправился с его семьей за границу.
По возвращении в Россию Ш. основал школу для бедных, по субботам устраивал доступные
лекции для взрослых (школа просуществовала до 1863 г. и в связи с финансовыми затруднениями Ш.
была закрыта). После университета Ш. продолжал усиленно заниматься самообразованием, увлекался
педагогикой. Умеренно-демократическое мироощущение Ш., лишенное программной внятности и
определенности, складывалось в годы первой революционной ситуации в России и последовавшего за ней
спада революционно-демократического движения. Человек по натуре своей мягкий, добрый и
отзывчивый, он вел преимущественно кабинетный образ жизни и отличался постоянством этических и
эстетических привязанностей и предпочтений, выработанных еще в молодые годы.
Литературная работа Ш. началась в 1859 г., когда в журнале "Весельчак" стали периодически
помещаться фельетоны за подписью А. Релеш, в которых высмеивались поверхностные обличители,
беспринципные газетчики, падкие до скандальных сюжетов и сенсаций, и т. п. Как поэт Ш. дебютировал в
журнале "Современник" (1863). В стихах отчетливо ощутимо сильное влияние некрасовской поэзии:
преобладают знакомые, подчас отмеченные печатью вторичности, мотивы гражданской скорби, гордого
терпения, всепобеждающей и одолевающей жизненные пороки любви к труду, душевной бодрости и света
("Пролог", 1864; "Школа", 1873; "Листки из записной книги", 1863--1870; "Самоучка", 1873; "Моя
судьба", 1875; "Пророк", 1875; "Из прошлого", 1879, и др.).
В No 2 и 3 "Современника" за 1864 г.Ш. напечатал первый свой роман "Гнилые болота". В 1865 г.
вышел в свет роман "Жизнь Шупова, его родных и знакомых" (Современник.-- No 2, 3, 6--8). Оба романа
имеют автобиографический характер. Сознательно отвергая штампы занимательного сюжетосложения,
Ш. предлагает читателю неторопливые, бесхитростные, лирически взволнованные повествования о том,
как в борьбе с тлетворным влиянием жизненных обстоятельств, окружающей среды формируются
молодые, честные труженики -- "чернорабочие жизни" (Полн. собр. соч.-- 2-е изд.-- Спб., 1904.-- Т 1.-- С.
146; далее указываются только том и страница). Ш. стремится внушить читателю доброе, уважительное
отношение к обыкновенным, скромным и самоотверженным людям, лишенным сословной фанаберии:
"Хороших, простых людей много, умейте только их искать; сами о себе они не кричат: это тихие, но
гордые люди. Дурные делают больше шуму..." (Т. 1.-- С. 27).
В 1863--1866 гг. Ш. активно сотрудничает в "Русском слове", в 1866--1877 гг.-- в "Женском
вестнике", с конца 1877 г.-- в журнале "Дело". Ш. публиковался также в "Неделе" (1868), с 1877 г.
редактировал стоявший "вне направлений" еженедельник "Живописное обозрение", с 1893 г.-- газету
"Сын отечества".
Ш.-- создатель многочисленных произведений разных жанров. Большой известностью и
симпатией ...у демократической молодежи 60--70 гг. пользовались его романы и повести: "Засоренные
дороги" (1866--1867), "Господа Обносковы" (1868), "В разброд" (1869), "Лес рубят -- щепки летят" (1871),
"Старые гнезда". (1875), "Хлеба и зрелищ" (1875), "Беспечальное житье" (1877), "Голь" (1882),
"Непрошеный гость" (1883), "И молотом и золотом" (1884), "Победители" (1889), "Ртищев" (1890),
"Загубленная жизнь" (1891) и др.
Ш. известен и как автор социологических и политических этюдов и исследований о положении
пролетариата в Европе: "Очерки из истории рабочего сословия во Франции" (1868), "Жилища
рабочих" (1870), "Производительные ассоциации" (1871) и др. Переводил стихи Ш. Петефи, Ф.
Фрейлиграта, А.Шамиссо, Б. Корнуэля, Э. По и др.
Романы Ш. популяризировали идеи и образы "новых людей" 60 гг. Внимание широкого
демократического читателя, на которого сознательно ориентировался Ш., привлекали характеры простых
и честных людей, стремящихся принести посильную пользу ближним, проповедующих постепенное
совершенствование жизни на началах добра и справедливости. Повествование у Ш. часто обрывается на
начальном периоде возмужания героя, только еще вступающего на арену общественного служения. Новые
педагогические идеи шестидесятников отстаивают герои романов Ш.-- учителя-"развиватели", подобные
Носовичу из "Жизни Шапова...". На пути молодых героев встречается немало сложных препятствий: им
приходится вступать в борьбу с охранителями консервативных традиций и привычек, прожигателями
жизни, вроде "выживших из ума старых обносков человечества" ("Господа Обносковы"), людьми рутины,
казенного благочестия ("Гнилые болота") и т. д.
На страницах романов Ш. возникает и образ молодого "нигилиста", мечтающего наладить ровные
Стр.1