УДК 33(075)
ББК 65я72
Р86
Рецензенты:
Бадмаева С. В. — доц. базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ
«Управление человеческими ресурсами» Российской экономической академии
им. Г. В. Плеханова, канд. пед. наук, доц.;
Браматкина А. А. — педагог, депутат Совета Депутатов муниципального округа района
Северное Измайлово г. Москвы, в 2016 г. — глава муниципального округа Северное Измайлово
г. Москвы, в 2007 г. — директор ГОУ «Прогимназия № 1749»;
Кузнецова Е. Н. — педагог, заместитель директора по содержанию образования ГБОУ
г. Москвы «Школа 2200», в 2008 г. — директор ГБОУ СОШ г, Москвы № 356 и депутат
Совета Депутатов муниципального округа района Северное Измайлово г. Москвы;
Растова Ю. И. — проф. кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского
государственного экономического университета, д-р экон. наук, проф.,
по совместительству — учитель экономики в школе
Румянцева, Е. Е.
Р86
Нравственная экономика: учебник для развития у школьников
гибкого экономического мышления и финансовой грамотности /
Е. Е. Румянцева. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Москва : Директ-Медиа,
2022. — 260 с.
ISBN 978-5-4499-2850-4
Издание, написанное автором таких популярных книг как «Новая экономическая
энциклопедия» и «Товары, вредные для здоровья», прошедшее апробацию
в средних школах Республики Бурятия, Научно-образовательном центре
Вологодского научного центра Российской академии наук, в олимпиадах для
школьников, проводимых МГИМО, Всероссийской олимпиаде по финансовой
грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых
услуг, во многих вузах и школах России и других стран СНГ, предназначено для
проведения комплексных занятий по экономике в общеобразовательных школах
в качестве самостоятельного предмета, отдельных уроков по математике, технологии,
обществознанию, обязательных внеклассных занятий по финансовой грамотности
и потребительской культуре, дополнительной подготовки школьников
по экономике в учреждениях дополнительного образования, а также для самостоятельных
занятий родителей с детьми в свободное время дома или на отдыхе,
включает 66 уроков и 500 ориентированных на практику заданий, в том числе
разбор поучительных литературных произведений, представленных в открытом
доступе в сети Интернет. Может использоваться как подход и как источник необходимых
знаний для занятий с дошкольниками. Учебник подготовлен при информационной
поддержке компании «КонсультантПлюс».
УДК 33(075)
ББК 65я72
ISBN 978-5-4499-2850-4
© Румянцева Е. Е., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия: история подготовки 3-го издания учебника
«Нравственная экономика» .............................................................................................. 5
От автора ............................................................................................................................ 15
Раздел I. Потребности человека .................................................................................... 19
Урок 1. Что изучает экономика. Понятие потребности ......................................... 19
Урок 2. Закон возрастающих потребностей ............................................................ 25
Урок 3. Потребность в еде ........................................................................................ 30
Урок 4. Потребность в воде ........................................................................................ 37
Урок 5. Потребность в чистом воздухе ...................................................................... 42
Урок 6. Потребность в одежде и обуви...................................................................... 46
Урок 7. Потребность в компьютерах, средствах мобильной связи,
электробытовых приборах ...........................................................................................50
Урок 8. Наши потребности и реклама ..................................................................... 56
Урок 9. Потребность в труде ...................................................................................... 63
Урок 10. Законы труда ................................................................................................. 69
Урок 11. Добросовестный труд — основа работы в коллективе ............................ 73
Урок 12. Эксплуатация и дискриминация труда .................................................... 78
Урок 13. Потребность в сне ....................................................................................... 84
Урок 14. Потребность в отдыхе ................................................................................. 89
Урок 15. Определение целей ...................................................................................... 92
Урок 16. Иерархия потребностей .............................................................................. 96
Урок 17. Уровень жизни ........................................................................................... 101
Уроки 18–22. Повторение раздела I ....................................................................... 105
Раздел II. Денежные отношения ..................................................................................112
Урок 23. Деньги — это труд ........................................................................................112
Урок 24. Не все продается и покупается за деньги ................................................ 117
Урок 25. Натуральный обмен ....................................................................................121
3
Стр.4
Урок 26. Металлические деньги ...............................................................................125
Урок 27. Бумажные деньги ...................................................................................... 129
Урок 28. Деньги как мера стоимости ..................................................................... 132
Урок 29. Деньги — средство обмена (обращения) ............................................... 136
Урок 30. Деньги — средство платежа ..................................................................... 138
Урок 31. Деньги — форма накопления .................................................................... 141
Урок 32. Мировые деньги .........................................................................................145
Урок 33. Валюта ......................................................................................................... 147
Урок 34. Наши покупки — как источник финансирования экономики ........... 149
Урок 35. Импорт и экспорт .......................................................................................152
Урок 36. Цена ............................................................................................................. 155
Урок 37. Стоимость ....................................................................................................159
Урок 38. Инфляция .................................................................................................. 162
Урок 39. Личный бюджет школьника .................................................................... 167
Уроки 40–44. Повторение раздела II...................................................................... 171
Раздел III. Рынок товаров и услуг ............................................................................... 178
Урок 45. Понятие товара и его потребительские свойства ................................. 178
Урок 46. Товары повседневного спроса и длительного пользования ............... 180
Урок 47. Продовольственные товары .................................................................... 183
Урок 48. Товары массового потребления и уникальные товары ....................... 187
Урок 49. Товары, безопасные для здоровья ........................................................... 191
Урок 50. Услуги ..........................................................................................................195
Урок 51. Понятие рынка ........................................................................................... 199
Урок 52. Спрос ........................................................................................................... 203
Урок 53. Предложение ............................................................................................. 207
Урок 54. Факторы производства .............................................................................. 211
Урок 55. Признаки факторов производства.......................................................... 216
Урок 56. Система цен ................................................................................................ 219
Урок 57. Методы ценообразования ........................................................................ 222
Урок 58. Структура рыночной экономики ............................................................ 227
Урок 59. Предприятия (фирмы) и домохозяйства .............................................. 229
Урок 60. Семейный бюджет .................................................................................... 235
Урок 61. Нравственные законы экономики .......................................................... 241
Уроки 62–66. Повторение раздела III ................................................................... 245
Стр.5