УДК 159.922
ББК 88.921
Д40
Эта книга — независимая публикация, она не санкционирована,
не лицензирована, не спонсирована и не одобрена
каким-либо лицом или организацией, связанными
с упоминаемыми здесь фильмами и телешоу.
В книге приводятся вымышленные консультации с героями
кино и сериалов, истории героев дополнены для раскрытия
творческого замысла.
В книге не используются истории настоящих клиенимели
и имеют место в работе автора.
Редактор Д. Вишня
Иллюстрации М. Милк
Д40
Джексон С.
За кадром : О скрытой работе нашей психики / Светлана Джексон. — М. :
Альпина ПРО, 2023. — 600 с.
ISBN 978-5-206-00153-2
В книге «За кадром», как в кино, параллельно развиваются несколько линий. Первая
линия — это повествование о работе автономной нервной системы. С остроумием
не меньшим, чем у создателей мультфильма «Головоломка», Светлана Джексон
рассказывает, как важно уметь разбираться в незаметной на первый взгляд работе
автономной нервной системы.
Вторая линия посвящена жизни Светланы (она же героиня повествования), кототов
автора, любые совпадения случайны, но объяснения
психологических явлений в формате, приведенном в книге,
рая с 2015 г. живет в Луизиане, США. Эта героиня может быть растерянной, напуганной,
неловкой, но она находит выход из разных ситуаций благодаря юмору и, конечно,
профессиональным знаниям, потому что понимает, что человеческие реакции
нормальны и у людей гораздо больше сил управлять своей эмоциональной жизнью,
чем мы порой думаем.
Третья линия представляет собой серию психологических консультаций. Ситуации
типичные и методы реальные, но в роли клиентов выступают главные герои известных
кинофильмов и сериалов, которые по воле воображения автора попадают
к ней на консультации и достигают успехов в своей личной борьбе с психологическими
проблемами, связанными среди прочего с эмоциональным неглектом (пренебрежением
эмоциями).
Книга знакомит с техниками, помогающими достичь душевного равновесия
и психо логической гибкости, учит понимать свои потребности, распознавая, что
именно нужно сейчас, и помогает прийти к согласию с собой и безопасности в отношениях
с другими.
УДК 159.922
ББК 88.921
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу
lib@alpinabook.ru.
ISBN 978-5-206-00153-2
© Джексон С. , 2023
© Издание и оформление. ООО «Альпина ПРО», 2023
Стр.5
Содержание
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Часть I. Город без света: что такое эмоциональный неглект . . . . . . . . . . . 15
Глава 1. Закон сохранения энергии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Сессия. Было и было…
Если бы на консультацию пришла Ася из сериала «Измены» . . . . . 22
Глава 3. Невидимые раны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Глава 4. Сессия. Когда любить людей слишком больно
Если бы на консультацию пришел Ленни Белардо
из сериала «Молодой папа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 5. Автокафе и открытость эмоциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 6. Сессия. Эмоциональный буй
Если бы на консультацию пришла Марло из фильма «Талли» . . . . . 56
Глава 7. Коррозия доменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 8. Сессия. Когда забыл выйти из угла
Если бы на консультацию пришел Теодор Туомбли
из фильма «Она» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Глава 9. Что под крышкой? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Глава 10. Сессия. Когда обида вместо любви
Если бы на консультацию пришла Мэрион
из фильма «Леди Бёрд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Резюме части I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Часть II. Наследие: как возникает эмоциональный неглект . . . . . . . . . . . . 105
Глава 1. Недостающий ингредиент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Глава 2. Сессия. Либо/либо
Если бы на консультацию пришла Ася из сериала «Измены» . . . . 110
Глава 3. Лан-яп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Стр.6
Содержание
Глава 4. Сессия. Что я сделал не так?
Если бы на консультацию пришел Ленни Белардо
из сериала «Молодой папа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Глава 5. Нота ля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Глава 6. Сессия. Расстроенное пианино
Если бы на консультацию пришла Марло из фильма «Талли» . . . . 142
Глава 7. «Голубая собака» и стили привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Глава 8. Сессия. Весна в отношениях с собой
Если бы на консультацию пришел Теодор Туомбли
из фильма «Она» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Глава 9. Самонеглект и самый длинный в мире мост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Глава 10. Сессия. «Гамбо ЙяЙя»
Если бы на консультацию пришла Мэрион
из фильма «Леди Бёрд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Резюме части II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Часть III. Эмоциональное выгорание и немного вуду:
результат эмоционального неглекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Глава 1. Заколдованные болота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Глава 2. Сессия. Ругару
Если бы на консультацию пришла Ася из сериала «Измены» . . . . 207
Глава 3. Психологическое вуду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Глава 4. Сессия. Возвращаясь в прошлое
Если бы на консультацию пришел Ленни Белардо
из сериала «Молодой папа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Глава 5. Ящик с горячей картошкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Глава 6. Сессия. Болотная ведьма
Если бы на консультацию пришел Теодор Туомбли
из фильма «Она» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Глава 7. Знакомьтесь: Боб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Глава 8. Сессия. Боб, так со мной нельзя
Если бы на консультацию пришла Марло из фильма «Талли» . . . . 272
Глава 9. Треугольник Гранча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Глава 10. Сессия. Самонеглект и Спасатель
Если бы на консультацию пришла Мэрион
из фильма «Леди Бёрд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Резюме части III . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
6
Стр.7
Содержание
Часть IV. Давайте потанцуем: отношения с собой и другими . . . . . . . . . . 313
Глава 1. Отношения и дикобразы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Глава 2. Сессия. Нечерный «Черный квадрат»
Если бы на консультацию пришла Нина
из фильма «Черный лебедь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Глава 3. Танец в «гостиной» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Глава 4. Сессия. Разрывы и мосты
Если бы на консультацию пришла Моника
из сериала «Друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Глава 5. Логические дыры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Глава 6. Сессия. Экзистенциальная глушь
Если бы на консультацию пришел Виктор
из фильма «Географ глобус пропил» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Глава 7. Мистер Гринч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Глава 8. Сессия. Компас стыда
Если бы на консультацию пришел Пэт
из фильма «Мой парень — псих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Глава 9. Ритм, совместность и «Хиби Джиби» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
Глава 10. Сессия. Aloha
Если бы на консультацию пришла Клементина
из фильма «Вечное сияние чистого разума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Резюме части IV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
Часть V. Штормовое предупреждение:
эмоциональный неглект и психологическая гибкость . . . . . . . . . . 405
Глава 1. «Барри» и реакции на травму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
Глава 2. Сессия. Нина, Опоссум и Олененок
Если бы на консультацию пришла Нина
из фильма «Черный лебедь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Глава 3. История в моей голове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Глава 4. Сессия. Моника и Антилопа
Если бы на консультацию пришла Моника
из сериала «Друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
Глава 5. «Катрина» и верные друзья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Глава 6. Сессия. Пэт и Лев
Если бы на консультацию пришел Пэт
из фильма «Мой парень псих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
7
Стр.8
Содержание
Глава 7. Ураганные вечеринки и дискомфорт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
Глава 8. Сессия. Виктор и Корги
Если бы на консультацию пришел Виктор
из фильма «Географ глобус пропил» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
Глава 9. Восемь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481
Глава 10. Сессия. Клементина, Енот и Лев
Если бы на консультацию пришла Клементина
из фильма «Вечное сияние чистого разума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Резюме части V . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
Часть VI. Моя Америка: смысл через нарратив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
Глава 1. Моя Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
Глава 2. Сессия. Исцеляющая фантазия
Если бы на консультацию пришла Нина
из фильма «Черный лебедь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
Глава 3. Негостеприимная Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 522
Глава 4. Сессия. Мудрость Самости
Если бы на консультацию пришла Моника
из сериала «Друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524
Глава 5. Когда в ушах пробки и палочки «Твикс» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 536
Глава 6. Сессия. Путь к стадии «Личность»
Если бы на консультацию пришел Виктор
из фильма «Географ глобус пропил» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 541
Глава 7. 30 секунд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
Глава 8. Сессия. Истории, которые делают нас выше
Если бы на консультацию пришел Пэт
из фильма «Мой парень — псих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 556
Глава 9. Ценность слушателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 567
Глава 10. Сессия. Храбрость не в том, чтобы не бояться
Если бы на консультацию пришла Клементина
из фильма «Вечное сияние чистого разума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Резюме части VI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 582
Эпилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 584
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590
Кинофильмы и телесериалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
Стр.9