УДК 811.161.1
Кирейцева, А.Н.
Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей
РКИ. — СПб. : Златоуст, 2013. — 184 с.
Kireytseva, A.N.
The ABC of testing. A practical manual for the teachers of Russian as a
foreign language. — St. Petersburg : Zlatoust, 2013. — 184 p.
Гл. редактор: А.В. Голубева
Редакторы: А. Кузнечкин, Б.Я. Моносов
Корректор: О.С. Капполь
Оригинал-макет: Л.О. Пащук
Обложка: В.В. Листова, Л.О. Пащук
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему
тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются
конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов.
Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума:
автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по
отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих
определить степень сформированности целостного представления о русском
языке в сознании иностранца.
Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих
тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить
студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому
взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей
объективности.
Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших
курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей,
интересующимся проблемами языкового тестирования.
ISBN 978-5-86547-637-5
© Кирейцева А.Н. (текст), 2013
© ЗАО «Златоуст» (редакционно-издательское оформление,
издание, лицензионные права), 2013
Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст».
Подписано в печать 01.07.13. Формат 60х90/16. Печ.л. 11,5. Печать офсетная. Тираж 1000 экз.
Заказ № 1040
Код продукции: ОК 005-93-953005.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ
№ 78.01.07.953.П.011312.06.10 от 30.06.2010 г.
Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, оф. 24.
Тел.: (+7-812) 346-06-68, факс: (+7-812) 703-11-79, e-mail: sales@zlat.spb.ru, http://www.zlat.spb.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО «Береста».
196084, Санкт-Петербург, ул. К. Томчака, д. 28. Тел.: (+7-812) 388-90-00.
Стр.2
Оглавление
Вступительные замечания ................................................................................... 5
Раздел 1. Русский язык как иностранный
в аспекте лингводидактического тестирования
Глава 1. Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории
тестов .................................................................................................................... 8
1. Терминология и понятийный аппарат ....................................................... 8
2. Классическая теория тестов и методы IRT (Item-Response Theory) ........12
3. Общие сведения о языковых тестах ..........................................................14
4. От общего к частному. Квалиметрия человека и образования ................16
5. Типология тестов по иностранным языкам .............................................18
Глава 2. Обучающие тесты ..................................................................................21
1. Основные функции обучающих тестов ....................................................21
2. Перспективы научного исследования обучающих тестов .......................21
3. Педагогический и психофизиологический аспекты обучающих
тестов .............................................................................................................24
4. Критериально ориентированные и нормативно ориентированные
тесты по иностранным языкам .....................................................................26
Глава 3. Обучающие тесты с позиций их принадлежности к КОТ и НОТ ........31
1. Содержательная сторона КОТ .................................................................31
2. Понятие о критериальном балле ..............................................................32
3. Совмещение черт НОТ и КОТ в тестах по РКИ ......................................34
Глава 4. Языковой тест как средство выявления понимания
и «понятности» ....................................................................................................36
1. Целевые установки тестов по иностранному языку .................................36
2. Дискретные языковые тесты. Матрицы Алана Дэвиса.
Понятийные и эмпирические индикаторы языковых тестов .....................38
3. Комбинированный характер дискретных тестов .....................................42
4. Интегральные языковые тесты .................................................................44
Глава 5. Задания лингводидактического теста ...................................................46
1. Определение тестового задания. Задания в тестовой форме и задания
теста ...............................................................................................................46
2. Инструкция к заданиям теста и формальная сторона процедуры
тестирования .................................................................................................48
3. Типы тестовых заданий .............................................................................51
4. Конструирование тестовых заданий .........................................................56
5. Варианты заданий закрытой и открытой формы .....................................60
Стр.3
Раздел 2. Разработка и применение обучающих тестов
по РКИ
Глава 6. Композиция заданий для языковых тестов .........................................66
1. Задания закрытой формы по отдельным видам речевой
деятельности ..................................................................................................66
2. Правила подбора дистракторов ................................................................78
3. Задания с базовой стемой — текстом .......................................................81
4. Разработка и применение интегрального теста типа close (ТТК) ...........91
Глава 7. Экстралингвистические особенности языковых тестов ......................94
1. Внекодовая информация некоторых сертификационных тестов
по РКИ ..........................................................................................................94
2. Нарушения требования предметной чистоты задания в лингво -
дидактических тестах .................................................................................101
3. Тестовые формы контроля как средство повышения учебной
мотивации и эффективности обучения .....................................................104
Глава 8. Подготовка тестовых материалов ........................................................111
1. Спецификация содержания теста с учетом программы и календарного
плана обучения ............................................................................................111
2. Методы экспертной оценки заданий Ангоффа и Люсина ....................114
3. Стандарт оценивания для продуцируемых текстов ...............................118
Глава 9. Обработка результатов пробного тестирования ................................131
1. Таблицы и матрицы результатов эмпирической проверки тестов ........131
2. Корректировка «сырого балла» на вероятность догадки .......................133
3. Определение коэффициента трудности заданий и их дифференцирующей
силы ..........................................................................................135
4. Профиль Гуттмана. Трудности реализации принципа вложения
в языковых тестах .......................................................................................137
Заключение .......................................................................................................142
Литература .........................................................................................................143
Приложение 1. Образцы матриц, тестовых заданий, стандартов оценивания
и опросных листов ............................................................................................149
Приложение 2. Национально ориентированное обучение иностранцев
русскому языку и организация тестирования (из опыта работы
в Республике Корея) ........................................................................................179
4
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования
Стр.4