нновости | Одобрен в первом чтении законопроект,
баправленный против использования фиктивных
раков для легализации мигрантов в РФ —3
имировая политика | У Приднестровья
ластями Молдавии —6
с в Гагаузии обострилось противостояние
ноделовые
вости
рискнет с метанолом
Компания станет партнером
«Русхима» по проекту в НАО
07 «Зарубежнефть»
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Четверг 11 апреля 2024 №64 (7754 с момента возобновления издания)
спорт | Александр Овечкин
потерял один рекорд и поставил другой —12
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
новости | Суд отказал оборонному заводу
в компенсации расходов на командировки
для устранения неисправностей техники —4
Фуры возьмутся на карандаш
Автоперевозчики грузов должны будут записать себя в реестр
„Ъ“ выяснил, какими последствиями
для российского рынка автомобильных
грузоперевозок могут обернуться регуляторные
изменения, планируемые
с 1 марта 2025 года. Согласно новым
нормам, коммерческие перевозчики
должны будут регистрироваться в специальном
реестре, а также регистрировать
грузовики. Соответствующий
законопроект, внесенный в Госдуму,
призван бороться с серыми схемами
уклонения от налогов, охватывающими
60% объема перевозок грузов.
Но участники рынка считают предусмотренные
требования слишком мягкими,
в наказание за их нарушение, наоборот,
избыточным. Многих волнует
сложность интеграции нового реестра
с IT‑системами, стабильность его работы
при большом числе пользователей
и устойчивость к взлому.
Создание системы допуска на рынок автомобильных
грузоперевозок, которое начало
законодательно оформляться на днях,
обсуждалось с момента отмены лицензирования,
рассказал „Ъ“ президент Ассоциации
транспортных экспертов и специалистов Тарас
Коваль. Но инициативы в основном блокировало
Минэкономики, основная причина
— создание излишней административной
нагрузки на перевозчиков, отмечает он.
Ситуацию изменила позиция ФНС. «Начав
уделять автотранспортному рынку пристальное
внимание примерно с 2019 года,
ФНС столкнулась с гигантским уходом
от НДС и налога на прибыль со стороны
компаний—посредников между грузовладельцами
и перевозчиками, которые фактически
выполняли транспортировку груза»,—
говорит господин Коваль.
Глава комитета Госдумы по транспорту
Евгений Москвичев внес законопроект, который
заставляет перевозчиков грузов автотранспортом
регистрироваться в едином
электронном реестре («ГосЛог»), куда вносятся
данные о перевозчиках и транспортных
средствах, 8 апреля. В реестре учитываются
коммерческие перевозчики (получают плату
за услугу) и грузовики с максимальной
массой свыше 3,5 тонны. Исключение из реестра
означает прекращение права на перевозки
грузов.
Юрлица и ИП в реестре должны соблюдать
все требования по поддержанию транспорта
в исправном техническом состоянии,
проведению медосмотра водителей и т. п. Самозанятых
допускают к коммерческим перевозкам
только транспортными средствами
массой от 2,5 до 3,5 тонны. Предполагается,
что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
В пояснительной записке говорится
об отсутствии должного контроля за грузовыми
перевозками, где растет число
ДТП, после того как в 2009 году было отменено
лицензирование, и компания моБольшая
вода
Пик паводка, миновав Орск, приближается
к Оренбургу. В мэрии говорят,
что пока можно лишь предполагать, какой
ущерб из‑за этого будет нанесен областному
центру, но уже называют его
колоссальным. Губернатор Денис Паслер
пообещал внести в местный парламент
законопроекты, чтобы освободить
частично или полностью от налогов
бизнес и физических лиц в зоне подтопления.
В Курганской и Тюменской области
ожидают прихода большой воды,
а руководство МЧС РФ инспектирует
местные дамбы и хвалит тюменских
чиновников «за проведенную работу»
и «сплоченность». В Кремле ситуацию
с паводками в регионах назвали «весьма
напряженной», требующей усилий всех
уровней власти.
В Оренбургской области, где режим ЧС
действует с 7 апреля, пик паводка приближается
к областному центру. Вечером 9
апреля уровень воды в реке Урал превысил
опасную отметку 9,3 м (выше нулевой отметки
ближайшего гидрологического поста).
10 апреля вода добралась до улиц. Вице-мэр
Оренбурга Алексей Кудинов сказал,
что за ночь в городе затопило более 300 домов,
еще 200 строений может быть подтоплено
в ближайшее время. Под воду ушла
железнодорожная станция Комсомольская
на набережной Урала. В МЧС РФ сообщили,
что за сутки уровень воды в Урале поднялся
на 22 см, а в зону затопления попали 1,9 тыс.
Участники рынка автоперевозок
сомневаются в эффективности
от недвижимости
Приток новых средств
в профильные ЗПИФы
замедлился
нашел нового партнера
В капитал компании
войдет группа «Конар»
09 «Новомет»
с подписчиками
Компания набирает
пользователей в сервис
облачного гейминга
зБензин
таливают
олуолом
Проблемы с выпуском
закрывают за счет
других производств
будущей системы их регистрации
ФОТО ДАВИДА ФРЕНКЕЛЯ
жет просто уведомить о начале перевозочной
деятельности. Но даже это требование
не соблюдается: на 2 апреля уведомление
поступило только от 46,1 тыс. владельцев
автомобилей, или менее 20% от общего числа
собственников, соответственно, контроль
за деятельностью 80% перевозчиков
не осуществляется.
По экспертным оценкам, говорится в документе,
более 60% перевозок грузов осуществляются
по серым схемам физлицами,
которым владельцы грузовиков передают
их в аренду с целью снижения налогов
и ухода от ответственности. Больше половины
— 56,2% грузовиков зарегистрировано
на физлиц. Налоги, которые можно получить
при легализации грузоперевозок,
оцениваются в 450 млрд руб. в год, говорится
в пояснительной записке.
Игроки в целом поддерживают создание
реестра. Рынок фрагментирован: доля небольших
компаний с автопарком менее 50
транспортных средств в отрасли превышает
80%, говорит руководитель Ассоциации
автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов
Вадим Филатов. «Остается немало
игроков, которые демпингуют за счет оптимизации
налогов и сборов,— отмечает
он.— Для развития рынка необходимо повысить
безопасность грузоперевозок и прозрачность
отрасли. Создание единого реестра
перевозчиков грузов, возобновление
лицензирования могут помочь решить эти
вопросы, но необходимо избежать дополнительной
административной и финансовой
нагрузки на компании».
Директор по закупкам транспортных
услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов
говорит, что с появлением электронных
транспортных накладных и путевых листов
стала ощутимой потребность в единой
системе, способной безошибочно обрабатывать
весь транспортный поток.
Однако многие участники рыка отмечают
недоработки законопроекта и сложности,
связанные с его внедрением. По словам
Тараса Коваля, основа механизма введения
допуска взята с европейского регламента
1071/2009 и связанных с ним национальных
нормативных правовых актов стран
ЕС. «Но как часто уже было в истории российской
транспортной юриспруденции,
внесены правки, которые существенно изменяют
суть регулирования и вызывают воидет
дальше
Регионы продолжает затапливать
жилых домов и 2,4 тыс. приусадебных участков.
Мэр Оренбурга Сергей Салмин сказал,
что к обеду уровень воды в реке поднялся
еще на 10 см и превысил 10,1 м.
Судя по спутниковым снимках и съемкам
«РИА Новости» с квадрокоптеров, вода
заливала ЖК «Дубки» в Южном округе города
и микрорайон Форштадт, жителей которого
власти призывали накануне эвакуироваться.
Из-за угрозы затопления в Оренбурге эвакуировали
865 человек. В микрорайоне Поселок
им. Куйбышева и ряде других районов
отключили электроснабжение. В МЧС РФ говорят
о наращивании группировки спасателей
и доставке в Оренбург водоналивных
дамб спецбортом. По данным Сергея Салмина,
дамбы развернут на улице Черепановых
— примерно в 2,5 км от пострадавшего
района Форштадт. Чиновник дал понять, что
инфраструктура Оренбурга сильно пострадала
от паводка. «О масштабе разрушений
можно пока только догадываться, но определенно
он колоссальный»,— охарактеризовал
ситуацию мэр.
Между тем в Орске, где из-за паводка
эвакуировали свыше 6,4 тыс. человек,
вода начала спадать. По данным МЧС, уровень
воды в Урале в течение дня снизился
на 10 см и к обеду составил 8,94 м. Губернатор
Денис Паслер пообещал внести в местный
парламент законопроекты «касательно
подтопленных территорий».
новости — с5
Разговор
просы о возможности работы механизма
в целом»,— отмечает он.
Так, уточняет господин Коваль, в большинстве
стран ЕС допуск должна получать
любая компания, которая вписана в транспортную
накладную. В европейскую CMR
может быть вписано два перевозчика, имеющих
солидарную ответственность: «основной»
перевозчик, держатель договора
перевозки, и «последующий» перевозчик,
непосредственно выполняющий перевозку.
«У нас подобную схему не подразумевает
Гражданский кодекс, хотя многие об этом
мечтают»,— говорит эксперт.
В Германии допуск выдается на десять
лет, после этого происходит полная пересдача
документов; в предлагаемом проекте
срок допуска не ограничен. В странах ЕС
к ответственному за перевозку лицу предъявляются
требования о профессиональной
квалификации, для их соблюдения,
помимо знаний о безопасности дорожного
движения, надо пройти обучение и сдать
экзамен по праву, коммерческому и финансовому
управлению компанией, техническим
стандартам, технической эксплуатации
и так далее.
деловые новости — с9
на высоких ставках
Эльвира Набиуллина объяснила Госдуме
причины сохранения жесткости ДКП
Снижению ключевой ставки препятствует
сохранение рисков перегрева экономики
из‑за высокого спроса, на этом
фоне российский ВВП продолжает расти
высокими темпами. С такими заявлениями
в Госдуме в среду выступила
глава ЦБ Эльвира Набиуллина, представившая
палате годовой отчет регулятора.
Из данных ЦБ следует, что,
несмотря на высокие ставки, в корпоративном
секторе темпы роста кредитования
в феврале ускорились, в розничном
же снижается лишь прирост выдачи
ипотеки. Помимо внутренних причин
сохранять ставку высокой существуют
и внешние — в условиях нерастущего
экспорта увеличение импорта неизбежно
ведет к ослаблению рубля.
«Осенью было много опасений, что повышение
ключевой ставки ставит крест
на развитии экономики. Но мы видим, что
это не так»,— обнадежила парламентариев
глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступившая
в среду в Госдуме с отчетом за 2023
год. По ее словам, оперативные индикаторы
показывают, что в первом квартале этого
года экономика продолжает расти высокими
темпами, а оптимизм бизнеса
держится на их растущих ожиданиях спроса
на продукцию.
Для защиты необходимости сохранения
высокой ключевой ставки (она, напомним,
составляет сейчас 16%) глава регулятора
ради лучшего понимания прибегла к сравнению
с марафонским забегом. «Слишком
быстро растущий спрос заставляет экономику
бежать за ним все быстрее, и какое-то
время она может бежать на пределе
возможностей»,— пояснила она. Для увеличения
предложения на рынках требуется
время, отставание же производства от спроса
не только повышает цены, но и смещает
спрос на импорт. «Для импорта нужна валюта,
а если экспорт, как в нашем случае,
не растет, то повышенный спрос неизбежно
ведет к ослаблению рубля»,— добавила
Эльвира Набиуллина. Пик инфляции в РФ,
по оценке регулятора, уже позади — показатель
роста цен в пересчете на год был двузначным
с июля до ноября 2023 года. В декабре
2023-го — январе 2024 года он замедлился
до уровня около 6%. В случае сохранения
прежней ставки инфляция бы продолжала
ускоряться и сейчас, уверены в ЦБ.
По обнародованным в среду данным Росстата,
в марте потребительская инфляция
в годовом выражении составила 7,72% (в феврале
— 7,69%), помесячный прирост цен при
этом замедлился с 0,68% до 0,39%, а с очисткой
от сезонности — с 0,51% до 0,27%. Темпы
роста цен на продовольственные товары
снизились с 0,77% до 0,17%, на непродовольственные
— остались на уровне февраля,
в сфере услуг — незначительно сократились.
экономическая политика — с2
Угроза дефицита бензина на фоне
атак на НПЗ вынуждает правительство
и компании рассматривать
разные способы увеличения
производства. В частности,
как выяснил „Ъ“, предприятия сокращают
выпуск ароматических
углеводородов, перенаправляя
прямогонное сырье на бензиновые
установки, что уже привело
к росту цен на толуол. Обсуждаются
и довольно радикальные варианты,
вроде частичного возврата
к выпуску бензина «Евро‑3»
и снятия запрета на эффективную,
но вредную и запрещенную
с 2016 года октаноповышающую
добавку — монометиланилин.
Но эксперты считают последний
сценарий труднореализуемым,
а саму ситуацию — не настолько
критичной.
Правительство поручило Минэнерго,
Минпромторгу и Федеральной
антимонопольной службе (ФАС)
провести анализ ценообразования
на компоненты для высокооктанового
бензина с целью выявления
факторов необоснованного роста.
Это следует из протокола совещания
у вице-премьера Александра Новака
в начале апреля. В частности, речь
идет о толуоле. Источники „Ъ“ отмечают,
что инициатором проверки
была «Татнефть». В ФАС подтвердили
„Ъ“, что служба начала анализ ценообразования
на толуол и направила
запросы нефтяным компаниям.
В других ведомствах и в компаниях
ситуацию комментировать не стали.
Толуол относится к группе ароматических
углеводородов, получается
методом каталитического
риформинга нефти. Используется
в качестве растворителя, сырья для
оргсинтеза и высокооктановой добавки
к моторным топливам. По данным
руководителя направления
консалтинга Neft Research Александра
Котова, в 2023 году производство
толуола в России составило 320 тыс.
тонн, потребление — 310 тыс. тонн.
Из этого объема 200 тыс. тонн ушли
на смешение в бензины как компонент
(средняя доля толуола в бензине
— 0,5%), говорит он. Крупнейшие
производители этой фракции —
Омский НПЗ (60 тыс. тонн), «Уфанефтехим»
(90 тыс. тонн), «Славнефть-ЯНОС»
(40 тыс. тонн), а также
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»
(30 тыс. тонн) и «Газпром нефтехим
Салават» (25 тыс. тонн).
Как поясняют источники „Ъ“
на рынке, в чистом виде толуол как
октаноповышающий компонент
практически не используется. Он наряду
с другими ароматическими соединениями
попадает в топливо
в составе риформата. Основной добавкой
для повышения октанового
числа является метил-трет-бутиловый
эфир, содержание которого
в бензинах обычно не превышает
10%, а также алкилаты. Однако толуол
и бензин производятся из одних
компонентов первичной переработки,
мощности которой пострадали
в марте в результате атак украинских
дронов на НПЗ.
деловые новости — с9
Подписной
индекс
П500601125
БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ
О ПОЛИТИКЕ, ЭКОНОМИКЕ,
БИЗНЕСЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
В TELEGRAM-КАНАЛЕ
«КОММЕРСАНТА»
10 «Яндекс» заигрывает
08 Фонды закрываются
Стр.1