УДК 37.011.31:17.022.1(47)
ББК 74.204.21(2)
Т48
и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Забайкальский
государственный университет»;
Сундуева Д. Б., д-р культурологии, доц. каф. теории
и прикладной лингвистики, доц. каф. иностранных языков
Рецензенты:
Амгаланова М. В., д-р культурологии, доц. каф. культурологии
и искусствоведения ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский
государственный институт культуры»
Ткаченко, Е. В.
Т48
Типологические характеристики имиджа российского
ISBN 978-5-4499-3338-6
Монография посвящена исследованию имиджа российского учиучителя
: история и современность : монография /
Е. В. Ткаченко, Н. А. Коноплева. — Москва : Директ-Медиа,
2022. — 248 с.
теля как ключевой фигуры культуры, отношение к которой определяет
духовный облик эпохи. Сегодня отношение к учителю в
российской культуре вызывает тревогу как самих учителей, так и
общественности. Отсутствие уважения к учителю — существенная
сторона его имиджа и болезненная проблема современной культуры.
Актуальность для культуры материала данной монографии
обусловлена важностью имиджа учителя как источника знаний,
умений и навыков в подготовке будущих специалистов, передачи
им культурно-исторического опыта, ценностных установок и
формирования условий для развития личности, ее готовности к
выполнению определенных социальных ролей в конкретном обществе
и культуре, а также значительной трансформации его образа
в современной России, в сравнении с историческим.
Монография предназначена для преподавателей, аспирантов,
студентов, специалистов сферы культуры, в частности, может
быть полезна всем, кто интересуется имиджем личности в целом и
образом российского учителя в исторической ретроспективе и современных
реалиях. Рекомендуется для изучения культурологам,
психологам, историкам, специалистам, занимающимся педагогической
деятельностью, и всем, кто интересуется проблематикой
имиджа, его диагностикой и совершенствованием.
УДК 37.011.31:17.022.1(47)
ББК 74.204.21(2)
ISBN 978-5-4499-3338-6
© Ткаченко Е. В., Коноплева Н. А., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Введение .................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования профессиональной педагогической
деятельности и имиджа учителя .............................................................. 12
1.1. Профессиональная педагогическая деятельность,
сущность понятия, характеристика ................................................... 12
1.2. Теоретико-методологические основания
исследований социокультурной типологии имиджа
субъекта профессиональной педагогической
деятельности ................................................................................................... 32
1.3. Социокультурные основания исследования
личностного и профессионального имиджа .................................. 50
Глава 2. Личность учителя в культуре ................................................... 82
2.1. Социокультурная динамика представлений
о педагогической деятельности и имидже учителя
в российском обществе .............................................................................. 82
2.2. Кризис традиционных характеристик образа
учителя в советский период ................................................................... 99
Глава 3. Социокультурная типология имиджа личности
современного российского учителя ..................................................... 113
3.1. Имидж современного российского
учителя: основания типологизации ................................................ 113
3.2. Эмпирическое исследование имиджа
современного российского учителя ................................................ 142
Заключение ........................................................................................................ 154
Библиографический список ...................................................................... 159
Приложения ....................................................................................................... 187
Приложение А .............................................................................................. 187
Приложение Б .............................................................................................. 217
Приложение В .............................................................................................. 222
Приложение Г............................................................................................... 231
Стр.246