УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 8-е изд.,
– 1 файл pdf : 368 с. – Москва : ВАКО, 2023. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-06536-3
му чтению для 4 класса, составленные вВ пособии представлены поурочные разработки по литературно- соответствии с требованиями
ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др.
УМК «Перспектива» (М.: Просвещение). Дополнительный материал
для учителя включает краткий обзор биографии и творчества авторов
изучаемых произведений, литературные игры, викторины, темы проектов,
тексты для диагностики скорости чтения и осознанности восприятия
и др. Игровые и нестандартные задания, кроссворды, загадки,
тесты позволят повысить активность обучающихся и сделать уроки насыщенными,
яркими и интересными.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Л.Ф.Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
выпуска.
Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной 2019–2022 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
7-е изд., перераб. – Москва : ВАКО, 2023. – 368 с. – (В помощь школьному
учителю). – ISBN 978-5-408-06522-6. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-06536-3
© ООО «ВАКО», 2016,
2023, с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Планируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
р о к 1. Введение. Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
УКнига в мировой культуре
р о к 2. Внеклассное чтение. Самые интересные книги,
прочитанные летом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 3. Вводный урок по содержанию раздела . Высказывания
известных людей о книге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
У р о к 4. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» . . . . . . . 25
УУ р о к 5. «Повесть временных лет». Летописец Нестор . . . . . . . . . . . . 27
р о к 6. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней
библиотеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
У р о к 7. История книги. Подготовка сообщения о книге . . . . . . . . . 32
УУ р о к 8. Пересказ текста «Удивительная находка» . . . . . . . . . . . . . . . 35
р о к 9. Экскурсия в библиотеку . Подготовка сообщений
о старинных и современных книгах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 10. Проверочная работа. Проверка техники чтения . . . . . . . . . 41
УИстоки литературного творчествар о к 11. Вводный урок по содержанию раздела . Виды устного
народного творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
УУ р о к 12. Пословицы разных народов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
У р о к 13. Былины. Особенности былинных текстов . . . . . . . . . . . . . . 48
У р о к 14. Былина «Исцеление Ильи Муромца» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
У р о к 15. «Ильины три поездочки» (поэтический вариант) . . . . . . . . 55
р о к 16. «Ильины три поездочки» . Сравнение поэтического
и прозаического текстов былины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
У р о к 17. Устное сочинение по картине В. Васнецова
«Богатырский скок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
УУ р о к 18. Особенности славянского мифа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
р о к 19. Мифы Древней Греции. Деревянный конь .
Мифологический словарь Е. Мелетинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
У р о к и 20–22. Библия – главная священная книга христиан .
Милосердный самарянин. Смысл притчи. Из Книги Притчей
Соломоновых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Стр.364
364
Содержание
У р о к 23. Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания . . . . . . 78
У р о к 24. Самостоятельное чтение. Сказки о животных . . . . . . . . . . 83
У р о к и 25–28. Сказки «Болтливая птичка», «Три бабочки» .
Подготовка к спектаклю. Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы
на сердце» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
У р о к 29. Наш театр. Подготовка сценария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 30. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
У р о к 31. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 32. Внеклассное чтение. Урок-дискуссия по теме
«Былины» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
УО Родине, о подвигах, о славе
р о к 33. Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы
о Родине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 34. В. Песков «Отечество». Т. Коти «Родина моя –
бескрайняя Россия» . Сравнение текстов о Родине . . . . . . . . . . . . 109
У р о к 35. И. Ильин «О России». Н. Языков «Мой друг!..» .
А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь» . . . . . . . . . . 112
У р о к 38. Дмитрий Донской. Куликовская битва . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 39. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь» . . . 121
р о к 40. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Р. Рождественский «Реквием» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 41. А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий
«Возвращение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 36. Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище» . . . . . 114
УУ р о к 37. Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» . . . . . . . . . 116
У р о к 42. Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов
«Письмо с фронта» . Сравнение произведений . . . . . . . . . . . . . . . . 128
У р о к 43. А. Дементьев «Весть о Победе разнеслась мгновенно…» . . . 131
У р о к 44. Ф. Семяновский «Фронтовое детство» . Фотография –
источник информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 45. Мы идем в библиотеку. Историческая литература
для детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
У р о к 46. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» . . . . . 138
УУ р о к 47. Секреты страны Литературии. Обобщение по разделу . . . 140
р о к 50. Вводный урок по содержанию раздела . А. Толстой
«Детство Никиты» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
У р о к 48. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
УЖить по совести, любя друг друга
У р о к и 51, 52. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа .
Герои рассказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 53. И. Суриков «Детство» . Сравнение прозаического
и поэтического текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
У р о к и 54–56. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести .
Создание текста по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
р о к 49. Внеклассное чтение . «Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Стр.365
Содержание
УУ р о к 57. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа . . . . . . . . . 169
УУ р о к 59. Ю. Нагибин «Заброшенная дорога» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
365
р о к 58. Н. Носов «Дневник Коли Синицына» . Создание
собственного дневника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 60. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе . . . 177
У р о к 61. Б. Емельянов «Мамины руки». Смысл рассказа . . . . . . . . 180
р о к и 62, 63. И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи» .
Соотнесение содержания текста с пословицей . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к и 64, 65. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
р о к и 68–72. Собиратели народных сказок . Братья Гримм
«Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной
литературной сказки. Герои сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к 66. Секреты страны Литературии. Проверочная работа . . . . 190
УУЛитературная сказкар о к 67. Вводный урок по содержанию раздела . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к и 73–76. Шарль Перро – собиратель народных сюжетов .
Сказки Ш. Перро. «Мальчик с пальчик». Герои сказки.
Особенности сюжета зарубежных сказок. «Спящая красавица».
Представление книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
У р о к и 77–84. Сказки Г.Х. Андерсена. «Дикие лебеди» .
Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки.
Отзыв о книге. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.
Судьба героев сказки. «Чайник». Смысл сказки. Создание
сказки по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 85. Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки» . . . . . . . . . . 233
У р о к 86. И. Токмакова «Сказочка о счастье» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к и 87–90. С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки .
и Особенности литературной сказки. Ш. Перро «Красавица
чудовище». Сравнение сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
У р о к 91. Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печет пирог» . . . . . . . . . . . 249
У р о к и 92, 93. Секреты страны Литературии. Обобщение
по разделу . Составление каталога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
УУВеликие русские писателир о к 96. Вводный урок по содержанию раздела . . . . . . . . . . . . . . . . 259
р о к и 97–99. А. Пушкин. Стихотворения и сказки .
К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка
сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему
«Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к и 100–105. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
Герои произведения. Составление плана. Волшебные и о семи богатырях» . Особенности литературной сказки.
предметы и помощники в сказке. В. Жуковский «Спящая
царевна». Сравнение сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 94. Урок-игра «Крестики-нолики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 95. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Стр.366
366
Содержание
У р о к 106. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам
А. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
У р о к и 107, 108. А. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь» .
Сравнение произведений литературы и живописи. «Гонимы
вешними лучами…». Средства художественной
выразительности для создания образа весны . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
У р о к 109. Ф. Тютчев «Еще земли печален вид…». А. Куинджи
«Ранняя весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
У р о к 110. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний
звон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
У р о к 111. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон» . . . 294
У р о к и 112–117. М. Лермонтов. «Горные вершины» .
Поэтический перевод стихотворения Гете В. Брюсова.
Сравнение текстов. «Тифлис», «Дары Терека»; «Крестовая
и гора», «Утес». Сравнение произведений литературы
живописи. «Песнь про царя Ивана Васильевича…».
«Бородино». Особенности художественного и исторического
текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
У р о к и 118–120. Подготовка сообщения о Л. Толстом .
Л. Толстой «Maman», «Ивины» (из повести «Детство»).
Герои произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
У р о к и 121, 122. И. Никитин «Вечер ясен и тих…» , «Когда закат
прощальными лучами». Средства художественной
выразительности для создания картины. И. Левитан
«Тишина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
У р о к и 123, 124. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…» ,
«Еще и холоден и сыр…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
У р о к 125. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» . Сравнение
со сказочным текстом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
р о к 128. Басни Л. Толстого. Специфические особенности
басни как жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
УУ р о к 126. Проект «Мы идем в музей. Подготовка к экскурсии» . . . 329
У р о к 127. Самостоятельное чтение. Л. Толстой «Смерть Олега» . . . 331
У р о к и 129, 130. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ . . . . . . . . . . 336
У р о к 131. Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
У р о к 132. Секреты страны Литературии. Контрольная работа . . . 344
УУЛитература как искусство словар о к и 133, 134. Обобщение по курсу литературного чтения . . . . 346
р о к 135. Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых
книг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
У р о к 136. Урок-игра «Литературные тайны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Стр.367